Ее замечательная роль — мамаша Кураж в пьесе Бертольда Брехта — оказалась последней в стенах театра, которому она отдала четверть века творческой жизни. Между прочим, первую грамоту от театра она получила лишь в 2010 году.
Предполагалось, что Половинкина сыграет сестру Ретчед в пьесе "А этот выпал из гнезда". Но Елена отказалась от искушения — собрать почести на премьерных показах, а потом сделать всем ручкой, поставив режиссера перед необходимостью срочно вводить новую актрису.
Режиссер — это как любовь
— Я давно приняла решение уехать. Еще до того момента, когда наш коллектив выразил вотум недоверия администрации театра во главе с Медным (Роман Николаевич Феодори, считаю, тогда просто попал под раздачу. За компанию). Мы поставили "Слугу и господина", "Сон в летнюю ночь" и поехали на фестиваль "Сибирский транзит". На фестивале обозреватель журнала "Театр", эксперт фестиваля "Золотая маска" Елена Ковальская, посмотрев "Слугу и господина", сказала много теплых слов нашей труппе и режиссеру. И добавила, что Феодори может браться за Брехта — мамаша Кураж у него есть. Узнав, что эту роль играть мне, я попыталась отказаться: "Я боюсь. Мне страшно. Меня эта туча съест. Нет-нет-нет!" Но Феодори был непреклонен. А потом летом ему поступило предложение одного из северных театров. Мы шли по улице, и, когда Роман Николаевич сообщил об этом, мы повернулись друг к другу и одновременно спросили. Я: "Меня с собой возьмете?" Он: "Ты со мной поедешь?" Тогда все и решилось. Режиссер как любовь. Мы нашли друг друга, совпали.
Роль мамаши Кураж перелопатила мою жизнь. Точнее сказать, все, что жило во мне, она расставила на свои места. У моих убеждений, уже сформированных, наконец-то появились конкретика, точные названия. Период максимальной раскрытости как актера ко мне пришел достаточно поздно — на пятом десятке лет. У женщин обычно это происходит в 25–30, у мужчин — где-то в 35–40. Я боялась, что вообще не справлюсь с ролью. И я считаю, что до конца так и не справилась.
— Когда артист провинциального театра приезжает на театральный фестиваль в столицу, что он чувствует? Что творится у него в душе?
— Я вообще не думала, что я из провинции. Главное было, чтобы нас услышали. Слава богу, из всей полусотни моих ролей мамаша Кураж — та роль, где я волнуюсь ужасно. Я человек непоющий, вообще петь не умею. Слух немножко есть — в детстве училась в музыкальной школе по классу аккордеона. Хочется сказать огромное спасибо нашему талантливому педагогу по вокалу Елене Валерьевне Володиной. Первые спектакли были убитые — я срывала голос на песнях. Сейчас его поставили.
Возвращаясь к вашему вопросу… Некогда мне было думать о своих чувствах, некогда волноваться. Практически все 3,5 часа, которые длится спектакль, я нахожусь на сцене. Когда шла работа над ролью, я приходила на работу к 10 утра и уходила в 11 вечера, и за все это время у меня иногда не было и десятиминутного перерыва.
Открытость и доверчивость
— Есть несколько интересных фильмов о жизни театральных артистов. К примеру, "Сукины дети", "Тупой жирный заяц". На ваш вкус, в каком произведении правдиво рассказано о ваших буднях?
— Ни в каком. Все рассказывать просто нельзя. А фильмы — это ж все равно художественные произведения. В основе которых лежат реальные события. У каждого артиста свой театр. Кто-то существует в романтических грезах, а у кого-то внутри всегда война.
— От ряда знаменитых актеров приходилось слышать, что их профессия по природе своей женская. Это на самом деле так? Или это мужчины невольно признавались в своей слабости?
— У нас в театре тоже иногда говорят, что это женская профессия. Наверное, потому, что считается: мужчина должен быть брутален, несгибаем, как рельс, пахнуть потом. А женщина должна быть податливой и мягкой. Не знаю, не знаю… Профессия актера предполагает наличие умения взглянуть на одну ситуацию с разных сторон. Скажем, подозрительный человек видит так, а доверчивый, простодушный — иначе. И нельзя забывать, что, если сегодня идет дождь, я увижу смысл в событии один, а когда пойдет снег, мне наступят на ногу в транспорте или появится солнце — и взгляд на ситуацию меняется. Это все к тому, как психика актера подстраивается под желание режиссера решать какую-то сцену в том или ином ключе. То есть нужно уметь открыть тот или иной клапан в своей душе в любой момент.
— Ну да, ведь в основе актерской профессии лежит повышенное внимание к внутреннему миру человека.
— Абсолютно. Внимательного актера не обманешь. Ни в любви, ни в ненависти, ни во лжи. Мы считываем все проявления и мотивы поступков. Это часть профессии — наблюдать, анализировать и раскладывать по полочкам. Иногда это наше качество помогает в жизни, иногда мешает. Иногда это так перемешивается…
Актеру нужно быть очень открытым и доверчивым человеком. Порой этим пользуются плохие люди. Но ведь без доверия жить просто нельзя. Нужно доверять даже человеку, который тебе не верит. Открытого человека нечем ударить или укорить. Правда, все мы не боги, а обычные люди, поэтому попадает тебе всегда по самому больному месту.
Железнова и лейтенант Рипли
— Актеры в нашем театре всегда получали жалкие гроши. Простите за бестактность, на какие средства вы живете?
— Да, у нас и оклад небольшой, и надбавка (по-вашему гонорар) за сыгранный спектакль тоже невелика — 200 рублей. Очень, очень много приходится подрабатывать. Я провожу всякие вечеринки — новогодние, корпоративные, а также свадьбы. Я их очень люблю — там любовь. Хотя сразу видно, какая судьба ждет новую семью. Видно по очень многим мелочам: как молодые общаются, как они тортик разрезают, как родственники между собой ладят, какие друзья со стороны невесты и жениха.
— Есть такое выражение: "Любой артист — это кладбище несыгранных ролей". Велико ли ваше "кладбище"?
— Да ну уж — кладбище! Они все — сыгранные. Только внутри меня и никому не показанные! Стараюсь к этой теме как можно проще относиться… Я получала всегда больше, чем хотела. Я не придумывала себе больших планов, поскольку сильно не люблю себя разочаровывать.
— Хорошо, тогда какие роли вам еще хочется сыграть?
— Вассу Железнову. Когда буду постарше. Когда-то, еще будучи студенткой, так же думала про Кураж: "Когда буду старенькой, то, наверное, захочу сыграть". (Смеется.) И вот время пришло! Кто знает, может, и с Вассой так же получится? Мне очень нравятся сильные женщины. И не только сильные, мне еще нравятся сильные с надломом в душе, как у нас говорят, "с судьбой". С удовольствием бы сыграла роль лейтенанта Рипли из американского фильма "Чужие". Какой характер лепит Сигурни Уивер! Еще очень люблю Грету Скакки, играющую Пенелопу в фильме Кончаловского "Одиссей".
Сбитые с толку
— Алексей Николаевич Самохвалов, 90-летний юбилей которого недавно справили в театре драмы, сказал: "Одна из бед современного театра в том, что нет сильных пьес о современности, о героях нашего времени". Вы согласны?
— Отчасти. По-настоящему ярких пьес, которые бы пошли по всей стране и миру, нет. Но и сам мир изменился. При социализме расцвел эзопов язык, пьесы частенько имели двойное дно. Сейчас появилось много пьес о "маленьком человеке". Хотя какой он маленький?! Личность каждого человека, его проблемы — это, возможно, самое главное, в чем надо разбираться сейчас.
— Кто он, герой нашего времени?
— Человек, который никак в себе не может найти Человека. Мы сейчас сбиты с толку. В эпоху развитого социализма отечественный театр просто накрыли производственные пьесы. Я все время думала: когда же мы будем говорить о реальных проблемах между мужчиной и женщиной? Потом пришло время, когда мы ставили спектакли об общечеловеческих проблемах. И возник вопрос: когда же мы заговорим о проблемах конкретного человека? Мне кажется, сейчас мы поворачиваемся к ним.
— Со стороны артисты, во всяком случае в недавнем прошлом, всегда казались людьми свободомыслящими и достаточно независимыми. Не случайно в стране "кухонной правды и политических анекдотов" так любили ходить в "Современник", "Таганку" и т. д. Артист — действительно всегда мятежная душа?
— В театре всяких хватает! (Хохочет.) Хотя о труппе ничего плохого не скажу — все прекрасные, масштабные, светлые личности. Я вообще считаю, что самые прогрессивные люди на Земле — это научная и творческая интеллигенция. Они двигают мысль.
— Труппа долго воевала с предыдущим директором Сергеем Медным. Но власть держала паузу. По принципу: "А может, рассосется?" Какие выводы вы сделали из той истории?
— Время расставит все по местам. Хорошее останется, плохое забудется. Не могу плохо относиться к Сергею Анатольевичу — именно при нем появился "мой" режиссер, именно при нем у меня не было ни времени, ни желания думать о чем-то другом, кроме театра. Бывший директор мне доверял и верил в меня. Так что мои выводы просты: оказывается, я умею собраться на мощную, большую работу; оказывается, в театре творческая, рабочая команда мыслящих актеров, находящихся в отличной форме, которая ждет серьезной работы! К тому же Медный показал, как надо уметь держать удар.
Помыслы чисты
— Ирина Свободная, много лет отдавшая театру драмы и знающая Леночку Половинкину с совсем еще нежного возраста, написала про тебя замечательные слова: "Кладезь ума, таланта, чистых помыслов". Чистые помыслы еще остались?
— (Смеется.) Ну какой талант? Что мы, талантливых людей не видали? Ум? Откуда он у барнаульской девочки, теперь уже тетеньки? Помыслы? Вот только они, наверное, чистыми и остались. Правда! Никогда ни одной роли не клянчила. Приходила, читала на стене расписание ролей. Нет меня? (Со вздохом.) Ну ладно, пошла домой. И в этом плане мне всем легко смотреть в глаза. Выплачиваю огромный долг за бывшего мужа, ращу двух детей, маме помогаю. На жизнь не жалуюсь.
— Что самое сложное в актерской профессии?
— Ничего сложного. Если она нравится.
— "Подсудимая", ваше "последнее слово" барнаульскому зрителю!
— Спасибо. Спасибо вам за то, что ходите в театр. Спасибо за то, что верите, искренне аплодируете и дарите столько положительных эмоций. Спасибо за то, что думаете… В Барнауле замечательный зритель — после любого, даже неудачного спектакля вы поднимаетесь и стоя аплодируете. Такое отношение дорогого стоит.
Справка
Елена Владимировна Половинкина — ведущая артистка Алтайского краевого театра драмы. Окончила Новосибирское театральное училище. В труппу театра драмы поступила в 1986 году. В репертуаре театра сыграла более 50 ролей. В 1988 году выездной комиссией театральных критиков Москвы и Новосибирска Половинкина была отмечена как одна из самых перспективных молодых актрис театра. По итогам театрального сезона 2002–2003 годов за роль в спектакле "Щелкунчик" была награждена дипломом Алтайского отделения СТД России "За творческую удачу". В 2004 году награждена дипломом СТД за создание образа Кормилицы в спектакле "Ромео и Джульетта". По итогам театрального сезона-2010/11 награждена дипломом СТД и творческой командировкой на фестиваль "Арлекин" в Санкт-Петербург.