Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"Это юбилей всех неуехавших". История Юрия Башмета, рассказанная им самим

Юрий Абрамович вышел к журналистам, сел, негромко попросил организатора принести ему пепельницу, красиво закурил и начал свой рассказ:

- Скорее всего, не всем известно, что это уже второй состав ансамбля "Солисты Москвы". Первый тоже был очень успешным, с ним мы объездили весь мир, но обстоятельства сложились так, что нам пришлось разойтись…

Он просил разрешить ему меня предать

- …Еще никто не забыл те тяжелые для России времена, когда мы все были стеснены в средствах, выборе товаров, а иногда и в том и в другом сразу. Вполне понятно, почему многие покидали страну в поисках лучшей жизни. Так вот, как раз в то время мэр французского городка Монпелье предложил мне контракт на три года. Мы с музыкантами единогласно проголосовали, что не уезжаем из страны, а едем на время, пережить трудные времена. Впрочем, для меня трудных времен не было, так что контракт я делал по большей части для своих ребят и их семей, а сам не переезжал.

Музыканты выехали и, увидев маленький красивый городок с морем, поняли, что попали в рай. Первые полгода обустраивались. Потом привыкали… Рабочая обстановка сильно изменилось. Нужно было репетировать, работать, и для этого я приезжал из какого-то там Советского Союза к ним, понимаете ли, во Францию. Они, конечно, расслабились, со временем забыли о нашем голосовании и захотели стать французами. Для этого нужно было прожить и проработать во Франции пять-семь лет, сменить статус. А это значило, что я терял централизованную власть над оркестром, который я же создал.

Так начались конфликты между мной и местной администрацией. Музыканты оказались перед сложным выбором - чтобы изменить статус, они все должны были подписать письмо, лишающее меня юридических прав на оркестр.

Запомнился случай, когда мне в Москву в час ночи позвонил очень хороший виолончелист. Он плакал и просил разрешить ему предать меня и подписать это письмо. В Монпелье им пригрозили: "Кто не подпишет, того назад в Москву выгоним!".

Кто-то на заседание не явился (якобы по состоянию здоровья), кто-то воздержался, кто-то подписал. Итог один: адвокату удалось сохранить за мной имя оркестра, но, вернувшись в Москву, я поклялся себе, что больше ничем подобным не стану заниматься никогда.

"Юрочка, вы им нужны…"

- ...Морально это было для меня очень тяжело. Но спустя какое-то время Нина Львовна Дорлиак* (у нас с ней очень теплые отношения) сказала мне: "Юрочка, все уехали. У нас много талантливой молодежи... Вы им нужны, Юрочка. Вы должны забыть все неприятности, обиды… и начать сначала".

И я ее послушал. Поделился этой идеей со своим учеником, взял три независимых друг от друга списка лучших студентов консерватории и выбрал ребят, чьи фамилии упоминались во всех трех списках.

Мы начали интенсивно работать. Я шел на определенный риск, так как уже через неделю мы должны были выступать в парижском зале "Плейель". Мы много и плодотворно репетировали. И концерт прошел с большим успехом.

Итак, работа закипела. Молодые люди знали, что в течение года у них 80 заграничных концертов, они с радостью выезжали, с радостью возвращались. Сегодня у нас юбилейный тур. Пройдет три экстравагантных концерта. Один на палубе огромного корабля во Владивостоке. Другой на подводной лодке… Правда, не знаю как. Может быть, на палубе (надеюсь, не в момент погружения), потому что внутри нет акустики. Не знаю… И третий концерт в Красноярском крае… Нас должны отвезти на ГЭС.

И, несмотря на усталость, праздничное настроение. Это юбилей всех неуехавших. И в этом есть большой патриотический смысл.

* Известная певица, жена Святослава Рихтера.

Полный Башмет!

Башмет оказался невысоким и темноликим. И - абсолютным артистом. Как он выходил

на сцену с альтом в руках, как кланялся публике, как улыбался, как пожимал руку первой скрипке! На концерт стоило прийти уже только затем, чтобы это увидеть. Он так играл - это было просто волшебство. Несколько дней потом в душе плескалось удивительное ощущение счастья. "Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, по чьему благословению я по небу лечу" - вот именно так.

Концерт прошел в рамках юбилейного тура (камерному оркестру "Солисты Москвы" исполняется 15 лет) по 39 городам России. В программу юбилейных концертов включены произведения Моцарта, Грига, Баха, Паганини. В Барнауле прозвучали также "Кол Нидрей" - древняя еврейская мелодия для виолончели с оркестром Бруха (переложение для альта с оркестром) и несколько совершенно чудесных вещиц на бис.

К сожалению, для Башмета в Барнауле не нашлось зала лучше, чем затрапезный ДК моторостроителей. Хочется думать, что музыканты, отправляясь с высоким искусством в провинцию, были готовы и к этому. Но все равно стыдно…

Не обращайте внимания, маэстро!

“Когда слышишь звуки - я подчеркиваю, когда слышишь звуки - то не важно, какие именно ты слышишь звуки: шум прибоя или весеннюю капель. Главное, что ты слышишь звуки. И я попрошу вас не обращать внимания на грязь и мусор на улицах - город только после зимы!”

Юрий Башмет о современном искусстве:

- Мне кажется, искусство - это то, к чему должен устремляться человек с развитой душой. Но основная задача современного искусства, особенно в нашей стране, заключается в сохранении и постоянном оттачивании вкуса. Мы, слава Богу, миновали этап с ужасными телевизионными передачами. Неплохо если ребенок увидит по телевизору секс, но плохо, если он увидит порнографию…

Юрий Башмет о Барнауле:

- Я помню, в прошлый раз нас довольно тепло встретили в вашем городе. Правда, я абсолютно не помню сам концерт… зато помню совершенно уникальное казино "Золото партии" (которое теперь, наверное, процветает после моего крупного проигрыша), девушек в коротких юбках и пионерских галстуках.

Альтист Данилов

Юрий Башмет считается прототипом альтиста Данилова, героя знаменитого романа Владимира Орлова. Поэтому, например, обложку японского издания "Альтиста Данилова" украшает портрет Башмета. "Аплодисменты<…> нарушили его чудесное состояние. Растерянно Данилов смотрел в зал, готов был и молить: "Зачем вы? Не надо! Не надо... Посидите тихо... Не распугивайте мои звуки, они еще где-то здесь, они еще не отлетели..."

Справка "СК"

Имя Башмета стоит в ряду самых великих имен ХХ века. Он открыл людям новый солирующий инструмент - альт. Специально для Башмета лучшими композиторами современности написаны или ему посвящены 38 альтовых концертов. В репертуаре Башмета есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства.

Народный артист СССР, народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России, лауреат премий Sonnings Musikfond и Award-1993, Почетный академик Лондонской академии искусств, офицер искусств и словесности Французской республики, кавалер восьми высших орденов России, Франции, Италии, Литвы, Украины и пр. В качестве солиста и дирижера выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic , Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayerishe Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, London Symphony, Radio France, Оркестр de Paris, Wiener Philharmonic и др.
Станислава САЗОНОВА, Лариса ХОМАЙКО.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии