Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Евгений Гришковец: "Я здесь не турист"

Недавно в театре музыкальной комедии аплодировали Евгению Гришковцу, драматургу, режиссёру, актёру и человеку

После спектаклей к нему часто подходят со словами: “Да это же про меня”.

- К этому не то что давно привык, а на это и было, собственно, рассчитано, - поделился на пресс-конференции Евгений. Далеко не все слова, которые говорят мои герои, я говорил, но я хотел сказать такие слова. Я полагаю, что я очень нормальный, и тысяча нормальных мужчин, если я это хотел и это говорил, непременно этого хотели и так говорили.

При этом Гришковец не считает себя простым человеком

- Моя жизнь экзотична по своему устройству. Она настолько насыщена, что мне суррогатов искать не нужно.

К суррогатам для себя он отнёс и экстрим: прыжки с парашютом, катание на досках.

- Я в каждом городе знаю средних бизнесменов, продавцов воздуха. Кто-то на заре перестройки нахватал собственности и сейчас сдаёт её в аренду. 50-60 тысяч долларов капают на счёт, и вот они сидят, а им всего по 40-42 - молодые мужики, и у них разговоры: “Ну, где ты сейчас был?” - “В Египте. Там ветер есть”. Мрак, ужас, не дай бог.

В космос Гришковец тоже не хочет: “У меня должны быть в космосе большие задачи, чем посмотреть планету нашу в голубой дымке".

Кстати, спектакль "Планета" Гришковца Барнаул увидит через год. Евгений пообещал.

Иногда его называют героем новой драмы. Сам он в новой драме чувствует себя чужим. "Я никогда не занимался течениями и никогда не входил ни в какие объединения. Художник настоящий не должен жить вопреки кому-то, например академическому театру, художник должен жить вообще. Это его единственная задача”.

Заметил, что спектакль - самое лёгкое и самое приятное при способе жизни, в котором он существует последние пять лет. Переезды, проверка текстов, группа “Бигуди”, выпуск альбома. Признался, что ненавидит гостиницы и даже запах моющих средств в гостинице не может переносить.

Поделился, что в январе приступает к съёмкам фильма-монолога приезжего человека в Москве.

- Нет, не жалею, что уехал отсюда, - ответил на патриотический вопрос. - Может быть, если бы я родился в Калининграде, я бы уехал в Сибирь. Я уезжал не от Сибири, не из Сибири, я пытался сделать так, чтобы покинуть устоявшиеся жизненные пространства. Я уезжал из Кемерова, где все друг друга знают, - в то место, где я никого не знаю и никто не знает меня. Я отводил себе год, чтобы во всём разобраться. Но в Москву не хотел - там тревожное пространство.

О пространстве Барнаула заметил так: “Я же из Кемерова ездил в Белокуриху… Я не турист здесь, не турист. Я всё знаю здесь. От этого знания и возникает тоска, и поскольку я всё это знаю с детства, я всё это люблю”.

На вопрос, помогла ли слава избавиться от детских комплексов и как трудно сохранить луч детства в свете фар славы, задумался:

- Успех ни от каких комплексов не избавляет. У меня внутренние проблемы - повышенная чувствительность к стороннему слову, мнительность. Это не детские комплексы. С этим не удалось расстаться, потому что стало гораздо больше людей. Детскость… Это опять же надо говорить про себя тёплые слова, что я продолжаю быть таким же внимательным и не научился общаться с людьми формально. Но это не детскость. Что считать детскостью, вот вопрос. То, что во время фильма человек расплакался. Причём большой, брутальный на вид мужчина. А ведь отчаянные бандиты бывают сентиментальными - это что, детскость? Вы знаете, это такие темы, на которые у меня клишированных ответов нету. Непосредственность тоже не то. Непосредственными бывают идиоты или такая девушка, которой лет 26, и она всё ведёт себя непосредственно, что выть хочется. Я стараюсь быть искренним, правда.

Отвечая на вопросы дам-журналисток, Гришковец в очередной раз высказал желание побыть один день женщиной.

- Я хотел бы иметь сознание женщины и всё запомнить из этого дня. Хотел бы побыть на работе женщины, сделать себе маникюр. Педикюр, укладку. Я бы красивой женщиной хотел бы побыть и повеселиться со всеми вытекающими последствиями. У нас же космически разные ощущения.

Про празднование Нового года ответил кратко: дома.

- Главное, не забыть всем купить подарки заранее. Довольно хлопотное дело- Новый год. В детстве к нему относился лучше. Есть мечта всем позвонить, подарить подарки и уснуть. А потом, когда все спят пьяные с похмелья, начать звонить: “Ну, как отметили?”.

В чём его секрет?

Елена Семьянова, психолог центра “7 Я”:

- Записи с моноспектаклями Евгения Гришковца я время от времени слышала у своих друзей. Видя, с каким трогательным восхищением относятся зрелые мужики к этим текстам, сначала из любопытства присоединилась к ним. Монологи поразили меня открытостью чувств лирического героя. “Да это же психотерапия!” - было первой реакцией. Обсудила эту мысль с приятелем-психотерапевтом. “Конечно, чистой воды НЛП (нейро-лингвистическое программирование, одно из современных направлений психотерапии), - поддержал он мои размышления.- Гришковец нашёл прямой путь в подсознание. Его пьесы вызывают у человека позитивные эмоции, ощущение лёгкости”. “Сплошной гештальт (гештальт-терапия работает с осознаванием чувств), - поддакнула подруга-пихолог. А рубрика “Настроение” в журнале “Psychologies”, которую составляют миниатюры писателя? Ещё одно подтверждение. Чтобы определиться до конца, я пошла на спектакли Гришковца и на его пресс-конференцию с журналистами.

Перед нами был очень интеллигентный, погружённый в своё творческое пространство человек, необыкновенно закрытый и одновременно потрясающе настоящий и искренний.

Есть такое понятие в психологии- конгруэнтность. Это когда думаешь, говоришь и делаешь одно и то же. Так вот, Гришковец был очень убедителен, отвечая на наши вопросы.

- На мой взгляд, ваши произведения имеют большой психотерапевтический эффект. Используете ли вы знание психологических механизмов? - спросила я.

- Может, я их и использую, - ответил Гришковец. - Но я их не знаю, не читал ни одной психологической книги. Я однажды пытался поговорить с психотерапевтом, понял, что она просто дура набитая. Допускаю и верю, что психология - наука. У искусства совсем другие задачи. Человек во время спектакля ощущает себя не одиноким. Все смеются одному и тому же - значит, у всех есть такой жизненный опыт. Смех оттого: да, мы знаем, мы тоже такое чувствовали. И всё же у искусства задача - не успокоить, не подлечить, а растревожить чувственную сторону, которая не так часто затрагивается. Это как человек позанимается спортом и у него начинает болеть какая-то мышца, которая до этого не напрягалась. А здесь задевается душевная мышца. И что-то человек почувствовал - заболело, но заболело по-хорошему.

- За профессию обидно.

- Да вы не расстраивайтесь. Я знаю людей, которые ходят к психологам нормально.

- Кому принадлежит идея рубрики в журнале “Psychologies”?

- Это идея редакции. Выбирают они сами из моих уже готовых произведений. Специально писать для них у меня нет возможности. Я не против, журнал хороший.

- Какие у вас способы восстанавливать знергию?

- Очень сложно восстанавливаюсь. Выспаться. Позаботиться о себе. Подстричься, сделать маникюр.

- Пьеса “Город” написана о вас?

- Да, это обо мне. Даже разговор с отцом почти дословно приведён. Спасибо за вопрос...

При всём своём уважении к писателю я была согласна не со всеми его словами.

Психологи не просто успокаивают и облегчают эмоциональное состояние. Они помогают понять, как устроен внутренний мир человека, и изменить его. Тогда может измениться и мир вокруг.

А что происходило во время спектаклей?

Специалист, по словам Козьмы Пруткова, подобен флюсу. Я не могла отделаться от ощущения, что в зале идёт виртуозная психотерапевтическая работа. В пьесе “Одновременно” человек на сцене раздевался перед нами - во всех смыслах этого слова. Он не только снял одежду и остался в одних трусах. Он говорил о том, что обычно скрыто от постороннего взгляда. Ситуации, о которых рассказывал герой, были очень узнаваемы. Это вызывало доверие, порождало эффект некоего объединяющего начала. Так рождался контакт, активизировалось наше коллективное бессознательное. Оказывается, ты такой же, как все. Все обожают салаты из холодильника наутро после Нового года. Все мальчики влюбляются в красивых женщин на картинках. И все вместе мы послушно шли вслед за идеей автора.

В финале нам предложили загадать желание, а потом должна была упасть звезда. Бумажная. Нас не торопили, нам давали время, призывали внимательно прислушаться к себе, понять, чего мы на самом деле хотим. Психология тоже занимается осознанием глубинных потребностей. Только поняв, чего хочешь ты сам (именно ты, не твои родители, друзья или дети), можно найти силы для достижения этого.

Люди расходились не торопясь, глядели друг другу в глаза. Они приобрели новый опыт, смогли остановиться, задуматься, познакомиться с собой поближе.

Поделиться мнением о творчестве Евгения Гришковца я попросила Александра Строганова. Драматург и психотерапевт в одном лице, он давно и серьёзно занимается психодрамой. Его пьесы идут на сценах Барнаула, Москвы, Петербурга, а также далеко за пределами России.

- Любой театр имеет психотерапевтический эффект, - сказал он. - У Гришковца хороший, чистый язык, темы интересные, узнаваемые, близкие и понятные для моего поколения. Люди с его спектаклей уходят положительно заряженными, унося в себе позитивный настрой. Это главное.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии