Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"Фабрика" не резиновая! Есть ли попса в Барнауле?

На волне успеха Арсения Бородина на “ФЗ-6” в городе оживился интерес к барнаульской эстраде, которую до этого часто и, пожалуй, справедливо критиковали. Особо яростные критики поговаривали даже, будто в нашем городе популярной музыки нет вовсе. Это, конечно, не так. Кто же был в первой “волне” барнаульской эстрады 90-х и кто идёт им на смену, взялись выяснить наши корреспонденты.

Пионеры барнаульской эстрады

Большая часть исполнителей, голоса которых сегодня мы слышим на всех городских праздниках, начиная с Дня города и заканчивая вечеринкой по поводу нового тарифа от модного оператора связи, в клубах и ресторанах, начинали свою деятельность на лоне популярной музыке в перестроечное время. Восемьдесят процентов из них - выпускники барнаульских вокальных студий. Женя Виль, Григорий Есаян, Женя Душа - представители именно того поколения.

Вершина успеха наших “звёзд” пришлась на стык тысячелетий - именно тогда выпускаются их первые альбомы, приходит известность, барнаульские клубы начинают давать стабильный заработок. А в 1996 году, например, Женя Виль и Григорий Есаян безуспешно пытались устроиться на работу хотя бы в какой-нибудь ресторан. Брать ихр не хотели, потому что никто о таких певцах ничего не слышал.

Были у них и попытки прорваться на российскую эстраду. Женя Виль уезжала на несколько месяцев в Москву, где так же пела в клубах. Попробовала даже пойти на кастинг одной из “фабрик”, но дело ограничилось попыткой передать документы через многотысячную толпу. Оказывается, для того чтобы сделать только это, необходимо занимать очередь с 6 часов утра, а список составляется за несколько дней. Женя вернулась в Барнаул с мыслью: “Москва - не мой город. Я просто не могу там жить”.

А Григорий Есаян попал в последнюю дюжину первого “Народного артиста”. Начинал он в Красноярске под номером 2075. Но в десятку так и не вошёл. Член жюри Тигран Кеосаян мотивировал это так: “Ты напомнил мне старую притчу про мельника и булочника. Я - булочник. Даю объявление, что куплю муку, чтобы потом сделать из неё тесто и испечь булки. А ты – мельник. Приходишь ко мне и вместо муки приносишь мне свои булки. Зачем мне булки - я покупаю муку”.

Сейчас Григорий готовит к выпуску шестой альбом, продолжает гастролировать за пределами края, участвует в постановке спектакля по повести Ширванзаде “Такси-такси” - это уже вторая его театральная работа, и опять он играет главную роль.

Женя Виль выпускает четвёртый альбом, выступает в клубах и ресторанах, ездит с концертами по краю.

Женя Душа ушла из музыки и сейчас работает по специальности - юристом.

Вторая волна. Кто будет представлять Барнаул в ближайшие пять лет

Анна Бондарь, 17 лет

Образцовый коллектив Алтая студия эстрадной песни “Диапазон”

Руководитель Елена Валерьевна Володина

Достижения: победы в региональных и краевых конкурсах, 1-е место на конкурсе “Хрустальные родники”, гран-при всероссийского конкурса “Юность” и пр.

Репертуар: Аня исполняет песни, которые в своё время принесли известность Алле Пугачёвой, - “Балет”, “Любовь одна виновата”, “Старый рояль”, “Ярмарку” Валерия Леонтьева.

От других исполнителей эту девушку отличает то, что, помимо эстрадного вокала, она занималась и академическим. Труды Ани оказались не напрасны: её голос невозможно перепутать, саму исполнительницу называют “певчей птичкой”, а голос “колокольчиком”. Аня поёт всегда, для неё не существует места и времени, не подходящего для пения.

Талант девочки “вживаться” в песню отметили не только руководители, но и маститое жюри на московском конкурсе. Ольга Толоконникова (ведущая солистка Московского Государственного Академического театра им. Натальи Сац, педагог по вокалу мюзиклов “Ромео и Джульетта” и “Воины духа”) сказала об Анином выступлении: “Слушателя всегда радует, когда артист понимает, о чём поёт”.

Сейчас Аня Бондарь поступает в Новосибирское музыкальное училище.

Екатерина Своеволина, 15 лет

Театр песни “Акцент”

Руководитель Людмила Владимировна Сеславинская

Достижения: Гран-при “Мистер Шлягер-2006”, победа на всероссийском конкурсе “Роза ветров” и пр.

Репертуар: пожалуй, самая известная работа Екатерины - новая интерпретация композиции “I feel good” (похожее выступление принесло успех на “Новой волне” украинке Тине Кароль - одной из любимых певиц Кати). Она исполняет несколько песен из репертуара Барбары Стрейзанд и хочет попробовать себя в джазе.

В четыре года родители отдали Катю заниматься танцами. Так получилось, что хореографическая студия располагалась напротив дверей театра песни “Акцент”. Через полгода девочка бросила танцевать и начала петь. Уже в 13 лет Катя давала первый сольный концерт. Сейчас активно выступает в клубах. В этом году из-за возраста не смогла принять участие в кастинге “Фабрики звёзд-6” (туда принимаются ребята с 16), но если в дальнейшем такие конкурсы будут проводиться, то она непременно попробует в них свои силы.

Катя не видит себя вне музыки. И несмотря на то, что все члены её семьи и родственники юристы, она будет получать музыкальное образование.

Сейчас Катя Своеволина учится в школе, идёт на серебряную медаль.

Юлия Кривцова, 18 лет

Шоу-театр песни при музыкальной школе №2 “Каприз”

Руководитель Анна Павловна Капленко

Достижения: гран-при на конкурсах “Мистер Шлягер” (Барнаул), “Бегущая по волнам” (Германия, Ганновер), “Голоса ХХI века” (Новосибирск) и пр.

Репертуар: Юля в основном поёт на английском языке. Она исполняла несколько песен Селин Дион, а также композиции, положенные на стихи Ларисы Рубальской.

В музыку Юля попала случайно. Девочку заметила Елена Анатольевна Щербакова - первый руководитель студии “Каприз”, когда Юля пришла с родителями посмотреть на танцевальное выступление старшей сестры. За плечами певицы не только победы в конкурсах, но и участие в программе “Счастливый случай” в Москве и в творческих вечерах Ларисы Рубальской. Последняя даже подарила ей песню.

Сейчас Юля учится на 2-м курсе экономического факультета АлтГУ, продолжает заниматься вокалом, выступает и планирует получать второе высшее образование - музыкальное, в ГИТИСе.

Ксения Шенгерёва, 15 лет

Шоу-театр песни при музыкальной школе №2“Каприз”

Руководитель Анна Павловна Капленко

Достижения: Гран-при во многих региональных и краевых конкурсах вокала, трижды обладательница премии мэра Барнаула для школьников, гран-при международных конкурсов и пр.

Репертуар у Ксении конкурсный, она исполняет песни-баллады, такие как “Птиченька” и “Звёздная мечта”.

Петь Ксения была обречена с детства. Папа Владимир Николаевич долгое время солировал в мужском хоре и мечтал, чтобы и дочь занималась вокалом. Несмотря на вклад папы в музыкальную карьеру дочери, за все 10 лет, которые Ксения занимается музыкой, он ни разу не бывал на её выступлениях. Папа настолько переживает и волнуется, что даже записи номеров смотрит не раньше, чем спустя месяц после концерта.

Сейчас Ксения Шенгерева учится в школе, собирается получать высшее музыкальное образование. Твёрдо намерена связать жизнь с музыкой.

Софья Ермолова, 15 лет

Театр песни “Акцент”

Руководитель Людмила Владимировна Сеславинская

Достижения: победы на региональных и краевых конкурсах, 2-е место во всероссийском конкурсе “Роза ветров” и пр.

Репертуар: одна из любимых песен Сони - “Весна идёт, весне дорогу”. Кроме того, девушка исполняет много хитов из репертуара Ларисы Долиной.

Софья занимается в “Акценте” шесть лет и вместе с Катей Своеволиной недавно перешла в старшую группу. Окончив музыкальную школу, Софья некоторое время брала частные уроки вокала, пока мама не увидела объявление о том, что студия “Акцент” начинает набор.

За эти годы Софья сильно выросла как певица. Свидетельством успеха стал её первый сольный концерт, собравший полный зал.

Сейчас Софья Ермолова учится в школе. В дальнейшем намерена продолжать музыкальное образование.

Группа “Фа-Соль”

Доронин Сергей, Николенко Кристина, Параскун Ксения, Жихарева Алина, Якель Екатерина, Гришина Валерия, Кузнецова Александра, Королёва Екатерина

Театр песни “Фа-Соль”

Руководитель Вера Анатольевна Николенко

Достижения: лауреаты многих международных, российских и региональных конкурсов, Гран-при пятого международного фестиваля “Кинотаврик”.

Репертуар: по манере исполнения “Фа-Соль” часто сравнивают с группой “Премьер-министр”, в их репертуаре несколько песен о нашем городе, два англоязычных произведения и т. д.

Все участники вокального ансамбля - ученики старшей группы студии “Фа-Соль”. Ансамбль собрался не сразу - все ребята приходили в студию в разное время и изначально выступали как самостоятельные артисты. Но, попробовав однажды поучаствовать в конкурсе единым коллективом и завоевав победу, они ввели это в постоянную практику.

Ребята хотят заниматься вокалом и дальше, но решили “для подстраховки” получить сначала немузыкальное образование: Ксения Параскун поступает в Лингвистический институт, Кристина Николенко - в АлтГУ, чтобы стать художником-стилистом, а Сергей Доронин имеет диплом бухгалтера.

Почему барнаульцы не ходят на концерты местных исполнителей?

В этом году один только Григорий Есаян побывал с сольными концертами в Омске, Томске, Киселёвске, Новосибирске и в каждом городе собирал залы. В родном Барнауле концерты он устраивает не чаще одного раза в год, но даже при таких условиях из запланированных, например, 1000 мест 300 так и остаются пустыми. Другой пример: года четыре назад один продюсерский центр нашего города пытался организовать сольный концерт Виталия Гасаева. Какие итоги? “Зато банкет получился хороший” - отзыв одного из организаторов.

Так в чём же причина неудач? Ответ мы попытались отыскать на улицах города. Картина получилась интересная. 38% опрошенных не могут самостоятельно назвать ни одного барнаульского эстрадного исполнителя. 40% респондентов отказались посещать концерты наших деятелей поп-культуры. Назывались следующие причины:

Не нравится их музыка - 14%

Вообще не слушают попсу - 10%

Их и так можно послушать в ресторанах - 10%

Пошли бы бесплатно - 6%.

Мнения экспертов

“Не хватает поддержки властей”

Людмила Владимировна Сеславинская, руководитель театра песни “Акцент”, педагог Арсения Бородина и Ильи Мезенцева:

- Поп-культура в городе будет развиваться. Вопрос в том, как этому будут способствовать соответствующие органы власти. В Барнауле проводится очень хороший региональный конкурс “Мистер Шлягер”. Победители получают дорогие призы. Но не лучше ли будет, если ребёнок вместо телевизора получит возможность съездить на конкурс рангом выше? Это послужит ему и стимулом, и поддержкой, так как многие студии иногда просто не имеют средств для выезда на конкурс. Ещё одна проблема в том, что в Барнауле артистам просто негде выступать, кроме клубов. Хотя наш опыт выступлений в том же “Колизее” с 35-минутными фрагментами мюзикла “Ромео и Джульетта” показывает, что слушатель хочет ходить на концерты, качественного, зрелищного - настоящего музыкального шоу ему не хватает.

“Барнаулу нужны хорошие организаторы”

Елена Валерьевна Володина, один из руководителей образцового коллектива Алтая студии эстрадной песни “Диапазон” (Женя Виль и Женя Душа - выпускницы именно этой студии):

- Если говорить о творчестве Жени Виль и Григория Есаяна, то мне кажется, что в Барнауле своей планки они уже достигли. Конечно, на данный момент у них сложился свой круг слушателей, но расширять его нужно за счёт других регионов. Что касается “плохой посещаемости” концертов, я не думаю, что барнаульцы настолько пресыщены, чтобы от них отказываться. Просто нам нужны хорошие организаторы. Если артисты будут начинать не с сольных концертов, а со сборных “солянок” с широкой рекламой, то дела пойдут быстрее.

“Главная проблема - нет качественного материала”

Станислав Нижельский, директор продюсерского центра индустрии развлечений:

- У нас очень мало авторских вещей, в основном исполнители перепевают чужие песни. В городе ограниченное количество композиторов, которые могут создавать настоящие хиты. Кроме того, пение - дорогое удовольствие. Сделать нормальную песню стоит от 3000 руб. и выше, а записать альбом со всеми необходимыми атрибутами - более 2000 долларов.

У нас небольшое количество профессиональных педагогов, способных каждому исполнителю грамотно подобрать свой стиль. Если бы я руководил коллективом, то занимался бы продвижением намного активнее, чем это происходит.

Оксана Вакулина, Екатерина Рыбакова.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии