Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Философ из США написал роман об Алтайском крае

На обложке книги Сэнди Кролика "Культурный критицизм", вышедшей недавно в США, – картина известного алтайского художника Юрия Иванова "Философы". Впрочем, и сам Сэнди сейчас – житель Барнаула. Ему нравится Сибирь, он считает сибиряков интересными людьми и сожалеет, что до них тоже добралась пресловутая "американская мечта".

Сэнди Кролик: "Сибирских людей цивилизация еще не опустошила".
Сэнди Кролик: "Сибирских людей цивилизация еще не опустошила".
Олег Богданов

Разрушить города

– Сэнди, как вы попали в Барнаул?

– Моя жена из Алтайского края. Мы с ней познакомились в Интернете. Я приехал сюда в поисках более простой жизни. И я ее нашел! Жесткая иерархия, которая существует в западной цивилизации, мне ужасно не нравится. Конечно, в Сибири тоже своя система иерархии, но здесь человек намного ближе к природе, он душевнее, цивилизация не так его опустошила.

Вы знаете, я анархист, точнее, анархо-примитивист. Я считаю, что человека порабощает цивилизация, возникшая с появлением первых городов. Город и цивилизация – это одно и то же. И гражданское общество в нем всегда будет разделено на контролирующих и контролируемых. А я против вертикали власти и любой власти по определению. Если посмотреть на человечество до появления городов, мы увидим племена, в которых не было иерархической структуры власти. Были старейшины, но их мнение не было решающим, к нему просто прислушивались.

– Разве в современных огромных городах возможна такая форма существования?

– Первым шагом могло бы стать раздробление всего населения городов на отдельные маленькие группы людей, но сейчас уже невозможно вернуться к таким условиям. Конечно, если не уничтожить цивилизацию. Хотя я убежден, что она уже саморазрушается. И этот процесс не остановить, его можно только замедлить. Если после исчезновения цивилизации кто-то из людей останется, то они вынуждены будут научиться жить в маленьких группах, похожих на племена.

Третья мировая

– Получается, сейчас самые свободные от цивилизации люди – эскимосы и чукчи.

– На Амазонке тоже есть примитивные племена. Но цивилизация наступает, и, соприкоснувшись с ней, такие народы чаще всего погибают. Цивилизация обладает какой-то болезненностью, что ли. Или, может быть, сама цивилизация – это болезнь. Так или иначе, но она поглотит все эти маленькие народы, от них ничего не останется, кроме нескольких слов в энциклопедии да пары вещей в музее. И это ужасно. Переселенцы уничтожили все коренные народы в Северной Америке. И оставшиеся индейцы не имеют никакой власти. Побеждают сильнейшие – те, у кого большие пушки. Для населения же придумывают мифы, которым надо следовать и верить.

– Например?

– "Американская мечта" – это миф, шутка сильных мира сего. Главное в ней – это зависимость людей. Ведь получается, что они постоянно в долгу. Вся эта кредитная система – это способ порабощения. И демократия, о которой постоянно кричит Америка, – это тоже шутка, миф. Вот, например, Всемирный банк, Европейский союз и несколько влиятельных стран уже давно поделили между собой Гаити. Но они этого, конечно же, не афишируют. А гаитянам, у которых забрали землю, приходится работать на своих "хозяев" за гроши. Людей делают практически рабами. В Сомали похожая история, туда пришли японцы с современными кораблями, сетями и забрали всю рыбу. У местного населения был выбор: либо стать рабами, либо пиратами. Они выбрали второе.

Цивилизации требуется все больше ресурсов для существования. Может быть, Гаити, Сомали, Ирак и так далее – это новые колонии ведущих стран. Это как в начале ХХ века, до Первой мировой. Передел уже начался, и Третья мировая война, я считаю, уже идет. Все больше и больше государств будет вступать в эту войну. А в Америке, возможно, скоро начнется гражданская война между штатами. В основе цивилизации лежит конфликт.

Последний оплот

– Может быть, просто такова человеческая природа? Когда Каин убил Авеля, цивилизации ведь еще не было?

– Это не заложено в природе человека. Мне кажется, вот именно с этого первого убийства и началась история цивилизации. Само преступление произошло из-за конфликта между теми, кто выращивает хлеб, и теми, кто разводит животных. Это социальный конфликт. А дальше – весь этот путь: от фундамента цивилизации, в котором заложено убийство, до "американской мечты". И, к сожалению, "американская мечта" добралась уже и до Сибири. Вся идея под названием "игорная зона" – это попытка сделать алтайский Лас-Вегас. Я считаю, что, когда будет построена игорная зона, последний островок жизни – Алтай – погибнет.

Мой новый роман – об этом: об Алтайском крае, об игорной зоне, о человеке, который становится рабом всей этой системы, но его спасает любовь.

Сперва били, потом пели

– Как вам живется на Алтае?

– Мне очень нравится здесь, но в последнее время мне кажется, что, когда люди узнают, что я американец, они думают: "Ага, значит, у него много денег". Это сильно раздражает. И еще сервис в Сибири не на таком уровне, как в Америке, конечно. Мне, например, предложил знакомый из Белокурихи обсудить совместную работу в бизнесе. Мы с женой приехали туда в его гостиницу. Думали, нас там встретят. Мало того что никто не встретил, так еще и номер, который мы хотели снять, готовили минут тридцать…

– Вы не очень хорошо владеете русским языком. Трудно, когда рядом нет переводчика?

– Знаете, как-то мы с женой зашли в выставочный зал Союза художников. Ей надо было куда-то идти, и я остался там один. Познакомился с местным художником Прохоровым, остался на банкет, и около трех часов мы с ним общались, причем прекрасно понимали друг друга без переводчика! А еще меня приглашали на конференцию технического университета, посвященную туризму. Проходило это все в Белокурихе. Я, конечно, надел строгий костюм, галстук. Прочитал лекцию. А после конференции пошел к себе в номер отдыхать, но отдых мой получился совсем не таким, каким я его планировал. Другие преподаватели позвали меня сначала в баню, где сильно били веником, а потом мы с ними пели песни. И опять мы обошлись без переводчика!

Начало цивилизации – это Древний Вавилон. И с тех пор она не исчезала, исчезали только империи, каждая из которых наследовала что-то от предыдущей. Вавилон – фундамент всей нашей цивилизации. Он был разрушен физически, но в сознании людей он жив, и главное, что осталось, – это иерархия, порабощение одних людей другими.

Справка

Сэнди Кролик родился в 1953 году, окончил Хобартский колледж, Чикагский и Вирджинский университеты. Десять лет занимался академической наукой, затем работал на крупные корпорации, такие как General Electric и Computer Sciences Corporation.

Автор нескольких книг. Имеет степень доктора философо-теологических наук.

Зарема Заудинова

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии