В чем таинство такого ошеломляющего эффекта? Об этом я попыталась узнать у Анны Вахрамеевой, театрального педагога, организатора "Театрального центра" и автора множества дерзких и успешно воплощенных в Барнауле творческих идей.
Выросли из "Пристройки"
Впервые я побывала в "Пристройке" (учебная студия курса Вахрамеевой. – Прим. авт.) в 2006 году. Помню, вахрамеевские "птенцы" делились со мной впечатлениями от тренингов, семинаров, творческих выездов в Горный… Меня поражали их спектакли – какие-то не по-студенчески глубокие, смелые и осмысленные.
Уже тогда "Пристройка" не вмещала в себя их масштаб. Они были сформировавшимся, сплоченным коллективом, не имеющим ничего общего ни с профессиональным театром, ни с самодеятельным. Они не хотели расставаться по окончании вуза. Они хотели быть вместе.
– …Это выпускники сбаламутили меня на создание "Театрального центра", – вспоминает Анна Ивановна. – Идея возникла три года назад, но юридически мы существуем только год. И, надо сказать, большая благость, что нам дали помещение в краевом дворце молодежи. Кстати, благодаря КДМ наш театр может ежегодно выезжать на интереснейшие фестивали, обмениваться опытом с другими регионами.
В основе центра – триединство театра, проектной мастерской и творческой лаборатории.
Тогда, в 2006-м, студенты даже разработали концепцию "Театрального центра" как "эксперимента нового социокультурного уклада".
– Не каждый человек осознает свою сопричастность к обществу, к реальной, настоящей жизни. Как ему помочь? Как нам кажется, мы нашли к этому ключ. Сейчас мы занимаемся поиском художественных форм, которые могли бы научить публику активно формулировать жизненные позиции. И к этому привела сама жизнь. Это не великий какой-то замысел, а просто результат нашей совместной со студентами предыдущей работы.
Ничто не убеждает
Пока творческий коллектив "Театрального центра" (куда входят не только выпускники, но и студенты Алтайской академии культуры) реализовал только один проект. Нереализованных целая папка. А свои премьеры они с большей уверенностью играют где-нибудь в Томске. Почему так происходит? Это скорее вопрос к нам с вами. Кстати, в Томске у алтайского "Театрального центра" даже появился свой пристрастный зритель – поэтесса Ольга Комарова. Анна Ивановна рассказала:
– Мы, как только приезжаем в Томск на фестиваль, она бежит смотреть наш спектакль. И в этот раз так же было. Говорит: "Как узнала о том, что вы будете выступать, так примчалась!"
Но, несмотря на очевидную симпатию зрителей, г-жа Вахрамеева не стремится возглавить репертуарный театр.
– Создание своего театра требует очень больших затрат. Да и потом, у нас в городе театры не рождаются. Вот грустный пример: Михаил Тумашев некогда создал почти невероятное – свой театр, который благополучно жил в Ленинском районе. Где он сейчас? Его нет. Уж не знаю историю этого конфликта, но почему никто не сохранил этот коллектив? Не сочли нужным, видимо.
Да и знаете, превращаться в репертуарный театр как-то не хочется. Это ведь приведет к извечной дилемме, заставит решать задачи выживания, а не творчества: как мы будем привлекать зрителя? Нам это не нужно. "Театральный центр" оставляет за нами право спокойного высказывания. Но мы особо тоже собой не умиляемся, стараемся быть в реальности...
О проектах, которые не нашли одобрения
– Вот был у нас замысел поставить спектакль по произведениям Шукшина "Он пришел дать нам волю". Сделать мы это хотели с привлечением учеников средних специальных заведений. Пусть на сцене играли бы два-три мальчика из ПТУ, но ведь на них пришли бы посмотреть все их друзья! И все почувствовали бы свою сопричастность этому событию, они бы сопереживали, а не пассивно смотрели на сцену. Увы, эта идея не встретила одобрения… А я уверена, что сегодня с человеком вне искусства вообще нельзя говорить! Потому что не убеждает ничто другое: ни проповедь, ни наставление.
Ну, да ладно. Мы много еще чего планируем…
Рынок человека-зверя
Я ее слушаю и не понимаю, почему в то время, пока все жалуются на отсутствие денег, она не говорит об этом ни слова. Сказала разве что вскользь о том, что работают на энтузиазме, и все. Почему?
– Современный театр тоже переживает разные кризисы. Мы говорим о коммерческом театре, о развлекательных течениях… Но даже такой театр – духовный институт. Просто другого уровня. Я не знаю, стоит ли тратить на него время. Может, кто-то и видит в этом смысл. Но, на мой взгляд, в том, что театр в некотором роде беднеет, начинает заниматься не тем, чем должно, никаких социальных предпосылок нет. Все говорят: рынок. Какой рынок?! Человека-зверя? Нет. Мне кажется, здесь дело в отсутствии по-настоящему талантливых людей. Я считаю, что от игры загнанных художников толку мало. Мне интересно другое, когда на моих глазах развиваются индивидуальности, которым нужно дать инструмент, с помощью которого они научатся быть глубокими и вдохновенными.
Справка
"Театральный центр" был основан в 2008 году Анной и Сергеем Вахрамеевыми при поддержке Управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края в краевом дворце молодежи.
Барнаульскую премьеру спектакля "Русский канон" по рассказу А. Чехова "Студент" можно посмотреть 6 декабря в Краевом дворце молодежи.