Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Фото Бориса Брязгина. Три с лишним десятилетия он видел край в объективе

5 марта - красный день календаря для многих барнаульских газетчиков. 5 марта мы всегда поздравляем замечательного фотографа Бориса Петровича Брязгина. В этом году ему исполнилось 70 лет. Почти полжизни он отдал краевой газете "Молодежь Алтая".

Петрович везде был, все видел и все снимал. Всю жизнь он только и делал, что "проявлял выдержку". Его фотографии - это тысячи честных и точных портретов времени.

* * *

- Я точно знаю, откуда у меня интерес к изображению. Когда я был маленьким, у нас дома был старинный кованый сундук. А внутри картина: Заполярье, льды, крадутся охотники с ружьями… Я обожал смотреть на эту картинку и всегда с нетерпением ждал, когда откроют крышку.

* * *

- Моя жизнь разделилась на две части. В первой были разные занятия, цели, мечты. А вторая часть - это газета. Я еще кочевряжился, думал: пять лет поработаю, квартиру получу и… А потом затянуло. Я считаю, что мне в жизни очень повезло, хотя, конечно, за 32 года газета порядком меня измочалила.

Приятель мне говорил: газета тебя высосет, иссушит. А получилась обоюдная выгода. Газета дала мне возможность ездить, видеть, снимать. А я был ей полезен своим художественным чутьем.

* * *

- Уже после 91-го года Толя Желябовский, бывший первый секретарь горкома комсомола, говорит: "Ты, Борис, теперь, наверное, все снимаешь, что хочешь?" "Знаешь, - говорю, - Толя, я и раньше все снимал, только вы публиковать не давали".

Не опубликовали, например, такой снимок: стоит в картинной галерее старик в валенках, рассматривает картины. Крестьянин, в валенках, в картинной галерее - разве можно? Боялись такое ставить в конце 69-го, понимаешь?

Или - в конце 60-х я через иллюминатор самолета снял красивую такую картину: осень, поле, комбайн. А в цензуре у нас сидели крайне тупые бабы: "Сверху снято, значит, нельзя". Ну почему? Привязки к местности нет, горизонта нет… Нельзя - и все. Я посылал этот снимок в ЗапСибВО в Новосибирск, они мне его залитовали (залитовать - значит, получить позволение цензуры на публикацию. - Прим. авт.). Но написали: "Больше без разрешения сверху не снимайте".

* * *

- Когда в 72-м году к нам приезжал Брежнев, с ним был его личный фотограф Володя Мусаэльян. Он сопровождал генсека во всех поездках. В Барнауле Володя сделал вот этот снимок, он многие издания обошел. Лет десять спустя приезжаем мы в Ригу, заходим в гостиницу - и на стенде висит эта фотография. Я говорю: "Ну вот, не успел приехать, а меня уже сфотографировали". Все кинулись к стенду - и правда, я.

* * *

- Со многими известными людьми мне приходилось встречаться, но самые интересные встречи были, конечно, с космонавтами. В 74-м году я сопровождал Лазарева в поездке по краю - две недели "из одного ведра пили". Одна из моих фотографий висела у Лазарева в рабочем кабинете, в Звездном городке. В 78-м году я был дома у Германа Титова. Сидели у него на кухне, пили армянский коньяк.

18 марта 1975 года я ездил в Звездный городок. Трудно передать мое состояние - вокруг меня герои, известнейшие во всем мире люди… А я камерой: щелк, щелк...

* * *

- Большая продолжительность работы накапливает очень большой опыт. У меня выработалось какое-то боковое зрение. Я всегда чувствую: сейчас должно произойти что-то необычное, надо только поймать пик ситуации.

Помнишь, был снимок на обложке - деваха на базаре стоит спиной, вроде голая по пояс. А у нее просто передничек был на груди, а ремешок под волосами не видать.

Или вот снимок с лучами - просто прожектор вдруг повернулся в мою сторону, и - сноп света в объектив. Я временно ослеп, но на кнопку нажал. Пришел, проявил: е-мое, какая работа! Так что удачный снимок - во многом дело случая.

* * *

- Я не работал цифровой камерой. Цифровая камера - это стопроцентная успокоенность нервов. Смотришь на экран и видишь, что у тебя вышло. Меня восхищают возможности современных камер. А я самоделки различные делал, пытался усовершенствовать свой "Зенит Е". Все время передавал чертежи мужу нашего секретаря, Любаши Копыловой, на радиозавод. Он мне всякие железяки вытачивал.

В 1976 году я на свои деньги купил японскую камеру. Я зарабатывал тогда 150-200 рублей, а за камеру отдал 900 рублей. Потом купил объектив, зум… В результате камера мне обошлась в 4000, тогда машина почти столько стоила.

Петрович в цифрах

Борис Петрович проработал в газете 32 года.

За эти годы в "Молодежке" опубликовано более 10000 фотографий.

На его персональной выставке в 1999 году было представлено 160 работ.

В советское время за фотографию в краевой газете платили 3 рубля.

В центральной -10 рублей.

Cправка "СК"

Борис Петрович Брязгин родился 5 марта 1937 года в Новосибирске. Фотографией увлекается с конца 50-х годов. Первая персональная фотовыставка прошла в 1965 году. Сотрудничал с газетой "Комсомолец Кузбасса". В марте 1966 года был приглашен штатным фотокорреспондентом в газету "Молодежь Алтая" в Барнаул, где проработал до февраля 1998 года. Лауреат премии Ленинского комсомола Алтая. Победитель множества краевых фотовыставок. Трижды был награжден дипломом краевой журналистской организации как лучший по профессии. Четырежды работал на съездах комсомола в Москве. Обеспечивал оперативными снимками "Молодежь Алтая" в 1985 году со Всемирного фестиваля молодежи. Неоднократно публиковался в газетах "Комсомольская правда", "Труд", "Сельская жизнь". В мае 1999 года состоялась персональная выставка в выставочном зале Союза художников Алтая, которая получила очень высокие отзывы.

Фото Бориса Брязгина можно посмотреть тут:

http://www.infohome.alt.ru/gallery/bryazgin/index-people-in.htmlhttp://www.infohome.alt.ru/gallery/bryazgin/index-vising.html

Лариса ХОМАЙКО.

От редакции. С днем рождения, Борис Петрович! Живите, пожалуйста, долго и будьте счастливы!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии