Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Фотофакты. Как в театрах создаются спектакли

В создании каждого театрального спектакля участвует такое множество людей, что всех и не сочтешь. Благодаря кропотливой работе, которую выполняют труженики закулисья, зрители имеют возможность помимо прекрасной игры актеров наслаждаться тщательно сконструированными и прорисованными декорациями, идеально сидящими костюмами, светом, подчеркивающим каждую сцену. И редко кто из сидящих в зале задумывается, через что проходят каждый день люди, призванные воплощать в жизнь идею режиссера. "МЭ" решил заглянуть за кулисы и узнать, чем живет театр во время подготовки к новому спектаклю.

Декорации Музыкального театра.
Декорации Музыкального театра.
"МЭ"

Великие обманщики

С помощью чего можно воссоздать атмосферу происходящего в литературном произведении на сцене театра? Правильно, с помощью декораций. За изготовление реквизита отвечает столярный цех, находящийся в подвале театра. Зеркало ли это, самовар ли – все собственноручно варят из металла и выпиливают из дерева столяры. Готовая конструкция-полуфабрикат попадает в декорационный цех, где начинается настоящее творчество.

Заведующий цехом Сергей Брацевич, кажется, знает о декорациях все: шутка ли, 20 лет на наносить текстуру на материализованный столярами эскиз.

– Нам дают общую картину сцены (обычно их три на весь спектакль) и отдельно схемы дополнительных элементов. Вот так, к примеру, должно выглядеть солнышко. В столярном цехе сделали каркас, мы покрыли его серебрянкой, чтобы не ржавел. Когда он высохнет, бутафоры обтянут его тканью или пленкой – посмотрим, что будет лучше смотреться, а мы придадим изделию цвета. А вот из этих двух половинок получится самовар. Сразу и не подумаешь, правда? А на сцене он будет блестеть как настоящий! Наша профессия – обманщики (смеется). Иногда мы пускаем в ход старые декорации, обновляем их. Вот этим маскам тоже скоро подарим вторую жизнь.

Под началом Сергея работают всего двое человек. Диву даешься, как они умудряются все успевать.

– Перед премьерой, конечно, приходится работать с утра до ночи. Какие-то масштабные вещи, которые нельзя изготовить в наших условиях, приходится заказывать отдельно – например, кулисы в "Коньке-Горбунке". У нас слишком маленькое помещение для такой детали. А раньше с этим было столько мороки! Доходило до смешного: задник сцены, например, приходилось складывать пополам и писать отдельно по частям.

Главная задача декоратора – сделать элемент максимально правдоподобным. Порой для этого приходится использовать нестандартные методы.

– Вот вы знаете, как нарисовать ледяные узоры на окне, чтобы были как настоящие? Мы берем поликарбонат – он дает отблеск при косом свете. Покрываем сверху акриловой краской – вот вам и зима.

Порой для изготовления декорации компьютерного эскиза недостаточно. Сергей, как человек старой закалки, любит работать с макетами.

– С помощью макета можно понять, как эта прорезь или решеточка будет смотреться на сцене, как на нее будет падать свет, и так далее. Бывает, начертишь – красиво, а макет соберешь – и становится понятно, что вот тут нужно сделать по-другому. Макет ближе к истине, чем рисунок. Он страхует художника от ошибок.

Когда нужная деталь готова, она переходит в руки монтировщиков, которые устанавливают ее на сцене нужным образом, а осветители "подкрашивают" ее светом, вплавляя в общую среду. Так заканчивается длинный путь декорации к сцене.

Вторая кожа

Если сцену украшают декорации, то артиста украшает театральный костюм. Спектакль после выхода живет на сцене не один год, поэтому одежда должна быть износоустойчивой и удобной, как вторая кожа. За это "отвечает головой" пошивочный цех, всего десять человек.

– Вот костюм для балерины, у нас будет еще шесть таких, – рассказывает закройщица, показывая белое воздушное платье. – В них девочки будут изображать морскую пену, поэтому юбочки мы сделаем пышные.

С артиста снимают мерки для каждого нового костюма.

– Мы кроим с запасом, на всякий случай оставляем припуски побольше. Даже для балерин, хоть они и худенькие.

Портные создают свои изделия, глядя на эскиз, нарисованный художником. В театре бережно хранятся все эскизы, некоторые из них – настоящий раритет.

"Голый" костюм из цеха отправляется прямиком к волшебнице Оксане Седун – художнику по росписи костюмов. В ее руках простое платье превращается в праздничное с помощью аппликаций, бус, страз и красок.

– Любую аппликацию приходится вырезать выжигателем, чтобы нигде ничего не осыпалось. Вот с этим первым петухом вчера целый день промаялась, а второй словно сам вылетел из рук! Платьев-то нужно два, потому что одну и ту же роль по очереди будут играть две актрисы. А вот эти белые тапочки – для жар-птиц. Их нужно расписать под золото. Как? Герметик плюс специальная золотая пленка.

Оксане часто приносят "больные" костюмы, которые она заботливо восстанавливает.

– На этом платье бусы отвалились, а вот здесь нужно дырочку замаскировать – балерины бежали, зацепили платье и вырвали. Все это скоро будет как новенькое! Меня часто спрашивают, как я умудряюсь часами сидеть и пришивать бусины. А для меня это только в радость. Не кабинет, а комната релаксации!

Свиные ушки и корона морской царицы

Занятые бутафоры охнули, увидев перед собой корреспондента: оно и понятно, предпремьерный аврал. Но посмотреть на работу все же разрешили. У каждой из троих женщин все те же схемы-рисунки. Одна шьет ушки для свиней, вторая ваяет что-то очень масштабное из поролона и красной ткани (как после оказалось, петушка), а третья делает корону для царицы морской.

Чтобы попасть к бутафорам в цех, нужно пройти через длинный коридор, вдоль которого висят полки, занавешенные тканью. Оказалось, там куча мала самых разных вещей. Как объяснила Наталья Воробьева, заведующая бутафорским цехом, любая из них может когда-нибудь понадобиться. Работники театра в шутку называют это место "китайским кварталом".

– Мы всегда просим: не выкидывайте ничего из дома, все несите нам! Сейчас вот ищем натуральный мех. У вас случайно дома не завалялось кусочка? – даже в разговоре у Натальи руки мелькают так быстро, что и не уследишь.

К сожалению, "Маркеру" не удалось обойти всех, но мы считаем своим долгом сказать, что есть в театре еще электроосветительный, реквизиторский, гримерно-постижерный, машинно-декорационный цеха и радиоцех. Все эти безумно талантливые люди делают одно большое дело: воплощают в жизнь сказку. И когда вы окажетесь в музкомедии в следующий раз, поблагодарите их за это хотя бы мысленно.

Факты

Не менее 200 костюмов работники пошивочного цеха изготавливают для каждого спектакля.

Высота некоторых париков достигает 100 см.

160 человек насчитывает труппа театра музыкальной комедии. Это самый большой театральный состав в крае.

Смотрите также:

Как работает театр и что обычно остается скрыто от глаз зрителя

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии