События в «Кыси» происходят в будущем, спустя 200 лет после катастрофы, которая повернула историю вспять, погрузив цивилизацию в языческую эпоху, русское средневековье. Все действие происходит в городке Федор-Кузьмичске, который прежде был Москвой.
В этом времени, как говорят герои, уже изобретено колесо и недалек тот день, когда они научатся горшки обжигать и изобретут коромысло, а чудом сохранившаяся инструкция к мясорубке считается духовной ценностью. Новые люди, родившиеся после взрыва, мутировали умственно и физически. Те, кто жил до апокалипсиса («прежние»), хранят былую культуру.
Главный в городе — Федор Кузьмич, жители его славят и искренне думают, что все создает он — от книги про колобка до картины «Демон».
Главный герой романа, Бенедикт — сын «прежней» женщины Полины Михайловны. Никита Иванович, ее друг, называет Бенедикта «духовным неандертальцем» и пытается воспитать. Он помнит жизнь до взрыва и фанатеет от Пушкина, даже вместе с главным героем воздвигает идола с лицом поэта.
Правда, Бенедикт не очень-то понимает учение Никиты Ивановича: «Как это не зарастет народная тропа? Ежели ее не полоть, так зарастет».
Волею судеб Бенедикт женится на Оленьке, дочери Кудеяра Кудеяровича, который тут же вступает в борьбу за «душу» главного героя, он постоянно спрашивает, не завелось ли у Бени какой «неподходящей мысли» или «душегубной мечты» и не хочет ли он «кого-нибудь сковырнуть».
Режиссер Марина Шелевер говорит, что пара Кудеяра Кудеяровича и Никиты Ивановича - самая интересная для сценического исследования. Конечно, на первом плане всегда будет оставаться Бенедикт. Но кто и как в итоге повлияет на становление его личности, каковы мотивы у этих «учителей» — в этом создатели спектакля пытаются вместе со зрителем.
У Кудеяра отличная библиотека «старопечатных» книг. Бенедикт осваивает ее целиком, и когда книг начинает не хватать, он готов устроить революцию. Он проходит путь от простого служащего до одного из руководителей города-государства.
Но оказывается, что книги — это не все, что нужно человеку для роста. Если не знать «душевной азбуки», если нет внутри чуткости и сострадания, справедливости и честности, то слова в книге останутся просто набором непонятных букв.
«Кысь» — красивый костюмный спектакль. Ольге Смагиной удалось создать настоящую деревню юродивых и при этом обойтись без лаптей и рубищ. Актеры одеты в диковинные костюмы, причудливо вывороченные, с колокольчиками, вывороченными шубами, котомками, подвешенными к поясам мышами. Зрителю хочется рассматривать каждую складочку. Рассматривать есть что: в «Кыси» занята почти вся труппа театра.
Текст: Надежда Тиунова
Фото: Анна Воробьёва.