Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Где крепость зарыта?

Житель Новоалтайска Владимир Гречухин уже несколько лет добивается, чтобы археологи начали раскопки старинной крепости в посёлке Белоярск. Гречухин помнит, что во времена его детства при выкапывании ямы для школьного туалета рабочие наткнулись на длинный подземный ход крепости, заваленный гроссбухами, старинными кольчугами, пушечными ядрами, церковной утварью. Но тогда подземный ход со всем содержимым стал логичным продолжением туалетной ямы. - Если сейчас найти все эти вещи, доказывающие, что Белоярск в три раза старше Новоалтайска, то по закону этот город должен быть переименован в Белоярск, а Первомайский район - в Белоярский, - утверждает бывший музейный работник с 20-летним стажем.

Ответ на вопрос, где же всё-таки находилась Белоярская крепость, так до сих пор и не найден. По словам сотрудников Новоалтайского музея, ни научные труды, ни архивные данные не дают точного месторасположения крепости. Владимир Гречухин уверяет, что она стояла вокруг села Белоярск. Некоторые историки склоняются к версии, что крепость находилась в районе нынешнего посёлка Велижановка. Так где же крепость зарыта?

Белоярская крепость

- Белоярская земская изба была создана по указу Петра I, - рассказывает Владимир Гречухин, - по предписанию царя людей сюда велено было заселять силой. Первыми поселенцами Белоярья стали ссыльные старообрядцы, неугодные государю. Чтобы защититься от набегов кочевников, они построили крепость. Назвали её Белоярской. Не потому, что стояла она на белых ярах Оби. В основу названия легли старообрядческие традиции. Белый цвет у почитателей старой веры считался символом непорочности. Вторая часть названия крепости была дана в честь языческого бога Солнца Ярило, символизирующего силу.

Белоярская крепость была построена из лиственницы. Чтобы враги не смогли сделать подкоп, столбы частоколом вкапывали глубоко в землю. Крепость была надёжно укреп­лена рвом с водой и “зонтиками”- стволами лиственницы, вкопанными корневищами вверх. Для обороны засохшие корни были усыпаны шипами-гвоздями.

- На Белоярскую крепость не было ни одного покушения, - утверждает Владимир Гречухин, - в отличие, например, от Бийской или Томской крепостей, на которые не раз нападали, поджигали.

По исследованиям музейного работника, Белоярская крепость “умерла” своей смертью. Местные казаки, которые то и дело ездили охранять барнаульские заводы Демидова, постепенно перебрались туда. Крепость оказалась в тылу. Со временем за ненадобностью местные мужики разобрали её на свои нужды.

- Но частокол крепости, который был зарыт в землю, сейчас всё равно можно найти, - уверен Владимир Гречухин. - Каждое столетие приносит около метра нового слоя земли. Прошло почти 300 лет. Значит, надо копать на глубину не менее трёх метров.

Старообрядческая церковь

На территории Белоярской крепости находились старообрядческая церковь и часовня. Помолиться сюда приезжали жители из только зарождавшегося Барнаула, в том числе и ссыльный старообрядец Демидов, ставший впоследствии основателем столицы Алтайского края. По военным законам того времени из часовни вела сапа - так называемый подземный ход. Возле церкви находился погост - кладбище, где хоронили знатных жителей земской избы.

В 1922 году с церкви снесли купол, все иконы передали в один из храмов Барнаула, а здание отвели под школу глухонемых. А в 1958 г. бывшую церковь и вовсе сожгли. Но до сих пор сохранилась фотография церкви, сделанная в 1905 году. Долгое время фото хранилось у одной из бабушек-старожилов Белоярска. Несколько лет назад она отдала фото в надёжные руки музейного работника. От времени фотография была уже пожелтевшая, потрёпанная, даже немножко порванная. Но Гречухин, профессиональный фотограф, смог отреставрировать фото.

Подземный ход

На месте сожжённой церкви стали строить восьмилетнюю школу, рядом рабочие рыли яму под туалет.

- Это было на моей памяти, - рассказывает бывший музейный работник, - так получилось, что яма как раз попала на этот подземный ход. Мы с пацанами спустились туда. Со всех сторон ход-сапа был выложен кирпичом. Внутри лежали гроссбухи, боевое снаряжение - кольчуги, металлические шары с шипами, очень много пушечных ядер, церковная утварь. Ход был практически завален всем этим. В сторону крепости сапа оказалась заложенной камнями. Мы прошли около километра в другую сторону - подземная дорога вела, видимо, как раз к дому попа.

По словам Владимира Гречухина, строители знали, что под туалетной ямой идёт подземный ход. Но никто ничего не трогал. По закону старообрядцев брать чужое запрещено. Советская власть тоже никак не отреагировала на находку и поручила продолжить строительство школы, а на этом месте, как и планировалось, установить туалет. Школьная уборная простояла здесь около пяти лет. После школу построили уже в другом месте.

- Рядом с туалетом рос огромный тополь, - вспоминает житель Новоалтайска, - сейчас от него остался лишь пень. Но я чётко помню это место.

Проклятое место

После разрушения старообрядческой церкви батюшка проклял это место. Долгое время оно пустовало. Но лет десять-пятнадцать назад на проклятом месте решил построить магазин один из предпринимателей Первомайского района. Здание уже было почти готово, как его кто-то поджёг. Магазин выгорел дотла. Чуть позже здесь начал стройку ещё один состоятельный человек. Его сразу смутило, что при рытье котлована для фундамента то и дело попадаются человеческие кости. Не к добру, подумал он. А через некоторое время полностью обанкротился. Всё это не остановило третьего предпринимателя. Он также начал рыть яму под фундамент нового здания.

- Он наткнулся на каменный фундамент бывшей церкви, - рассказывает Владимир, - а оттуда попал в церковные подвалы, где, видимо, нашёл церковную утварь - иконы, кресты и так далее. Собрал всё это, после чего его больше никто не видел.

Крепости не было?

При великом пожаре в начале XX века в Барнауле сгорела часть исторического архива. В том числе материалы по Белоярской крепости. Но, по словам Гречухина, в Томском архиве, куда направлялись копии всей переписки, сохранились данные о нашей крепости.

- Несколько лет назад один из алтайских археологов выдвинул версию, что крепость была не в Белоярске, а в близлежащем селе Велижановка, - вздыхает Владимир Гречухин. - Там даже начали вести раскопки. Меня как коренного жителя Белоярска это очень задело. Во-первых, мои предки пришли сюда, когда крепость ещё существовала. Правда, она находилась уже в упадке, но ещё была. Во-вторых, как музейный работник я пошёл в краевой архив, поднял имеющиеся там карты. И вот что увидел: на самой старой карте - 1771 года - у села Белоярск стоит круглый значок с точкой внутри - это обозначение крепости, а над ним крестик - это значит, что на территории крепости была ещё и церковь. В-третьих, будучи в библио­теке патриарха старообрядческого в Москве на Рогожской заставе, я прочитал, что строить старообрядческие храмы разрешалось не далее как 150 сажень от ворот крепости до ворот церкви. Дословно запомнил из писания: “Дабы старки, дети, а такма бабы могли в случае опаски укрыться в оборонном месте”. Ну как же, извините меня, успеть в случае опасности через лес прибежать из Велижановки в церковь Белоярска? Это просто глупо. Я бы сейчас сам нашёл добровольцев и стал бы копать. Но вот в чём проблема - если я найду доказательства существования крепости, никто не оценит их по достоинству, так как у меня нет археологического листа. Это будет незаконно.

Конфликт с мэрией из-за крепости

В прошлом году на день рождения мэру Новоалтайска Александру Янину Гречухин подарил свою картину, на которой изображена Белоярская крепость. С намёком, что не стоит забывать историю, что нужно организовать раскопки…

- Я 24 года отработал в музее пограничных войск в Москве и прекрасно знаю, что найди мы сейчас доказательства существования Белоярской крепости, которая в три раза старше Новоалтайска, по закону этот город нужно будет переименовать в Белоярск, - утверждает Владимир Гречухин. - А ведь Белоярску в 2017 году исполнится 300 лет. Он старше Барнаула на 23 года. Я обращался к сотрудникам музея, чтобы они выписали археологический лист, бесполезно. А как подойдёт время к годовщине, засуетятся - найдут какой-нибудь ржавый гвоздь и выдадут его за историческую ценность. Я же сам музейщик, знаю, как это делается.

- В сентябре мы проведём обследование, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие крепости в Белоярске, - говорит Алексей Тишкин, сотрудник АлтГУ, - ведь вопрос о её существовании остаётся открытым. Неудивительно, если окажется, что Белоярская крепость живёт лишь в умах людей.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии