1993 год
– Двадцать лет назад у меня был оркестр, который занимался сопровождением наших барнаульских хореографических коллективов. Однажды в Петербурге ко мне подошли люди и спросили, не хотим ли мы съездить в Германию на фестиваль "Белые ночи Ленинграда" вместо оркестра, который сопровождал хореографический ансамбль "Звезды Петербурга", – немцам он не понравился. Нам нужно было срочно записать на кассету 12 сольных произведений, и еще от нас требовалось сопровождение 20 танцев и одно отделение сольной программы.
Все это дело возглавлял Собчак. Мы с ним три раза ездили в Германию, он узнал, что мы из Барнаула, предложил перебраться в Ленинград и пообещал, что организует нам всем малосемейки от Балтийского пароходства. И я вроде бы согласился.
Но здесь в мою судьбу вмешался Геннадий Сергеевич Папин, в то время очень известный режиссер массовых праздников – не только в крае, он и в Москве делал представления. Большой театрал, интеллектуал – это он мне напророчил в свое время, что я давно перерос хореографию и буду заниматься другими вещами. Давай, говорит, покажемся мэру города.
Мы отыграли концерт для ветеранов, на котором должен был быть Владимир Николаевич, но он уехал на аварию, не услышал нас. А там было такое искреннее восхищение: "Есть еще таланты в России!" Ветераны дарили нам какие-то конфеты... но Баварин всего этого не увидел. Ну и я как-то не расстроился особо, подумал, что мы будем продолжать контакты с Собчаком.
Но Дементий Гаврилович Паротиков, Надежда Степановна Ремнева и другие люди передали мэру: замечательный концерт, замечательный коллектив, надо вам послушать.
Геннадий Сергеевич прибегает ко мне: завтра в четыре часа играете Баварину. А завтра – это 31 декабря. Ничего так, да? Ребята мои разъезжаются домой: кто в Камень, кто в Славгород, две девочки учились в аспирантуре в Новосибирске, там у них своя тусовка какая-то была. Да и я уже себя в Питере видел. Но в решающий момент я подумал: Барнаул, родина... живем тут, надо сыграть – хотя совершенно не понимал, для чего. Как-то это все смешалось.
И вот мы собрались... а собрались, оказывается, для работников администрации города. Я ребят настраиваю: чиновники хотят домой, пельмени делать, но мэр приказал... И вот человек сто чиновников пришли, сели почему-то по периметру.
Программа была чисто русская, это сейчас у нас огромный репертуар, мы играем и эстраду, и классику, а в то время мы работали в этом русском ключе. Мы выдали, они разулыбались, забыли, что надо куда-то бежать. Это очень важно, когда музыканты умеют создать такое поле. Владимир Николаевич спрашивает: "Ну, как считаете, нужен городу такой коллектив?" И все единогласно, как на пионерской планерке: да! Нужен!
И с одной стороны, это банальная история, а с другой – 1993 год, в городе останавливались заводы, в стране творилось непонятно что, а он дал жизнь новому музыкальному коллективу. Если бы Баварин не был эмоциональным и интеллектуальным человеком, он пропустил бы все восторги в наш адрес мимо ушей: у него город, канализация, водопроводы, водоканалы... Вскоре после этого я вдруг узнаю, что он дал мастерские двадцати художникам. Свинцова он пестовал с союзом писателей... Сейчас его мало вспоминают, а это был политик, стратег, человек, который удержал город на плаву в то время и удерживал его после. Он действительно понимал значение искусства.
Спасибо, в бухгалтеры
– Музыканты у меня уникальные, в Новосибирске, допустим, таких нет. Не все, правда, выдержали эти 20 лет: кому-то было мало славы, кому-то денег. Но в оркестре осталось несколько человек, которые все эти годы были со мной: Оксана Баева, Лямига Халитова, Берик Байжанов, Святослав Кузнецов, Максим Попадыч, Дима Зуев. Остальные – молодые и талантливые ребята, самые, может быть, лучшие в Сибири, такие раз в десятилетие попадаются.
Возможно, музыканты такого уровня есть в Новосибирском Русском академическом оркестре, которым руководит Владимир Гусев. Но тому коллективу уже 70 лет, у них традиции, их пестуют, создают условия, квартиры дают. Да и нет все-таки, нет у него там 15 человек, равных моим по силе. При этом я все время испытываю чувство вины, что удержал своих ребят здесь, на этой мизерной зарплате, когда их приглашали и в Москву, и в Швецию, и в Испанию. Чтобы делать такие дела, какие делаем мы, они должны меньше думать о том, как им заработать кусок хлеба для семьи.
Дело еще в том, что профессиональных музыкантов становится катастрофически мало, талантливые дети не идут в профессионалы, разве что дети музыкантов. У меня, кстати, все дети музыканты, хорошего класса. Но здесь не все просто. Ребенок – допустим, виолончелист, оканчивает музыкальную школу. Преподаватель мне жалуется: потрясающий парень, я его хотел отдать в музыкальное училище, потом в консерваторию. Но тут приходит папа: "Здравствуйте, хочу спросить, сколько вы получаете". – "Ну, ставка такая-то, восемь с половиной тысяч". "А если мой парень пойдет на виолончелиста, какая зарплата у него будет?" – "Ну, если он пойдет в Новосибирский оркестр, там платят все-таки больше…" – "А в нашем оркестре сколько виолончелист получает?" – "Десять тысяч". – "Все, спасибо. Мой Сережа пойдет учиться на экономиста". А у Сережи Богом данный талант. И это не один ребенок, таких десятки. Я не о средних говорю, средних музыкантов очень много, я говорю об уникальных.
Заряд искусства и удовольствия
– Мы не играем сложную музыку. Не играем симфоний – разве что иногда фрагменты: адажио или первую часть, то, что у нас может прозвучать хорошо, естественно. Шостаковича, например, у нас только несколько вальсов и галоп. Так как у нас есть и классические, и русские инструменты, то отбор репертуара очень тонкий.
Мы не играем сложную музыку, но развлекаловки у нас в репертуаре нету вообще. И вот это чувство, когда на концерт собирается полный зал, люди аплодируют нам стоя, а потом звонят и говорят: "Мы уже неделю под впечатлением от вашего концерта", – это чувство означает, что все эти 20 лет мы делаем государственное дело.
Понимаете? Человек живет в Барнауле, и он знает, что может пойти на концерт симфонического оркестра, на спектакль в МТА – молодцы они, кстати, с этим своим Бумбарашем, – на концерт Русского камерного оркестра. Это целое поле, которое создает ощущение комфортной жизни в городе; человек приходит, слушает хорошую музыку, получает заряд искусства и удовольствия, и это не развлечение – упаси Боже.
Иногда я смотрю на людей и думаю: столько же их, кто вообще никуда не ходят! Наверное, это тоже нормально – надо накормить себя, семью, телевизор посмотреть… Но без причины этого не бывает; все-таки этим людям кто-то где-то чего-то недодал. Я думаю, все дело в нашей истории прошлого века: Россия, молодая страна, которая в XVIII–XIX веках дала миру столько великих писателей, художников, ученых и величайших композиторов, вдруг на всем скаку оказывается в ХХ веке. Война, революция, коллективизация, опять война; голод, безотцовщина, горе – о какой культуре тут вообще можно говорить?
Ad libitum
– Так получилось, что у меня нет пиарщика, который помогал бы городу нас все время видеть и замечать. Мне кажется, нас и так должны видеть. Ну, возможно, не видят. В Барнауле живет четверть населения края, но мы не ограничиваемся этой аудиторией. Мы неоднократно проезжали по краю. Были с концертами в Новосибирске, Питере, Москве, Испании, Германии, Китае, в других странах. За границей очень любят классику, яркие номера; естественно, мы хотим показать своих солистов, и когда гобоисты играют Чимароза на хорошем уровне, они все это восхищенно смотрят. Но мы там играем опять же не чисто классику, потому что у нас свобода, ad libitum в выборе репертуара, и, естественно, мы делаем полпрограммы русской музыки.
В Испании, в Саракузах, мы играли на открытии дня города, наш концерт шел на площади с полуночи до трех утра, собралось десять тысяч человек с детьми на плечах. В первом отделении мы играли классику и мелодии народов мира. После перерыва играли нашу русскую музыку, думали, что все разойдутся, – народу пришло еще больше, просто битком было набито. На следующий день сотни людей подходили с благодарностями. И везде так, во всех странах.
В Швеции, например, приезжаем, огромный дом с залом на 150 мест, и ничего и никого больше нет, чисто поле. Я ребят успокаиваю: это не наша проблема, это проблема организаторов. И вот за полчаса до начала съезжаются сотни машин со всех окрестных деревень и ферм, зал набивается битком, люди сидят на подоконниках, на лестницах. И везде так. Люди приезжают на эти концерты, им это надо!
Мы не жалуемся. На наши вечерние концерты в Барнауле всегда собираются полные залы. Естественно, я всегда настороже – надо отловить момент, когда это может измениться. И я доволен, что у нас есть своя публика, есть люди, которые ходят к нам постоянно, мы уже узнаем их на улицах. Сейчас вот мы по гранту губернатора съездили в районы, особенно приятно было поехать в удаленные – Яровое, Славгород, Кулунда, – там же никто не бывает. Народ нас не отпускал, мед какой-то тащили...
Но у меня есть мечта, чтобы и у нас люди поняли, что жизнь – это не только поесть, одеться, купить машину. Что настоящая музыка, настоящее искусство – это то, что в конечном счете спасет мир.
Многие боятся ходить на концерты симфонического оркестра, думают, что будет сложно. Не надо бояться, надо пойти и просто послушать. Не надо разбираться: труба это играет, фагот, виолончель – надо отдаться этому потоку музыки, и все. Не понравится – смело идти на другой концерт, потому что музыки очень много, исполнители разные, один этак сыграет, а другой так, что до каждого дойдет.
Музыкальная гордость Барнаула
Русский камерный оркестр Барнаула – один из лучших профессиональных музыкальных коллективов Сибири. В его репертуаре обработки русских народных песен и наигрышей, фольклор народов мира, русская и зарубежная классика, произведения современных отечественных композиторов, популярные эстрадные мелодии.
Более половины из пятнадцати артистов Русского камерного оркестра являются его ведущими солистами: Оксана Баева (домра), Лямига Халитова (домра), Дмитрий Зуев (балалайка), Берик Байжанов (гитара), Максим Попадыч (флейта, жалейки), Святослав Кузнецов (гобой, саксофон, жалейки), Вадим Григоренко (кларнет), Олег Васильев (гусли).
1 ноября в 18.30 Русский камерный оркестр дает праздничный концерт в МТА. В концерте участвуют народная артистка России Татьяна Ворожцова, солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Карен Мовсесян и лауреат Международного конкурса исполнителей русского романса Дарья Шувалова.