Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Хочу как Зинчук. Виртуоз сыграл барнаульским детям на гитаре

- В начале 90-х мы об этом даже мечтать не могли. Нам тогда казалось, что это небесное имя! В магазинах трудно было найти даже кассеты. Мы доставали записи через знакомых, передавали из рук в руки. Я жду возвращения к прежним ощущениям - когда я в первый раз услышал гитару Виктора Зинчука.

Евгению Гришину, преподавателю музыкальной школы № 2 по классу гитары, сейчас 31 год. Он боготворил Зинчука, когда сам пришел сюда учиться, сохранил это чувство и рад, что его ученики смогли пообщаться с живым классиком с глазу на глаз. Именно эта музыкальная школа стала единственным местом, где Виктор Зинчук устроил мастер-класс, когда приезжал в Барнаул со своим другом и нашим земляком Алексеем Смертиным.

- Приехал реальный человек, - восхищался педагог. - Порой за мгновенье с помощью звуков можно показать целый мир. И я думаю, этот мастер владеет таким искусством. Нам повезло.

- Я поиграю музыку всех времен и поколений, - начал Зинчук, обращаясь к детям, которые собрались в зале. В первом ряду - малыши из первого и второго классов, будущие гитаристы. - Сыграю и то, что было написано не для гитары. Сейчас я возьму ее в руки, и начнем.

***

- Я за классические каноны. Классика консервативна, и это замечательно. Но она допускает и новые прочтения. Турецкое "Рондо" - очень интересное произведение. Моцарт написал его в подражание уличным оркестрам, которые играли, используя большие барабаны. А мы решили сделать обработку в стиле диско. Поехали!

***

- Обработка интересна тем, что человек не просто повторяет то, что было написано до него, а привносит что-то свое. Я импровизирую. Меняю стили. Вы умницы, что учитесь в музыкальной школе. У самоучки ум идет за пальцами, а у грамотного человека руки повинуются уму. Необходимо знать нотную грамоту - и гаммы, и тональности, и сколько где диезов-бемолей. Потом это пригодится! Я тоже, как и вы, начинал учиться с этюдов и гамм. Хорошая, замечательная музыка. А еще - очень полезно знать то, что делали до тебя.

Теперь у меня в руках инструмент, который называется "классическая шестиструнная гитара". Когда-то ее использовали только как аккомпанемент, а я сыграю на нем еще одно классическое произведение.

***

- Однажды люди пришли к выводу, что на концерты гитаристов ходит большое количество народу, собираются полные залы, а слышно не очень хорошо. Придумали звукосниматель - магнитик с проволочками, которые ловят колебания струны. Вот так возникла электрогитара. Мне всегда очень хочется играть на гитаре то, что не было для гитары сочинено. Немножко обделен этот инструмент…. Поэтому - Штраус.

***

- Гитарист должен беречь руки. У нас в училище были очень талантливые ребята, которые закончили с карьерой музыкантов довольно рано. Во время семестра они прохлаждались, а перед экзаменами налегали на инструмент и просто "переиграли" руки. Лечились, но не смогли восстановиться. Поэтому занятия должны быть регулярными и доставлять исключительно удовольствие.

Еще очень важна правильная посадка. Тем, кто играет на гитаре, нужно использовать скамеечку и ставить гитару на левую ногу. Именно такое положение не вредит нашему позвоночнику. Вы на меня только не смотрите!

Ну вот. Опытом я поделился. Сыграю теперь что-нибудь в стиле кантри.

***

- Я долго-долго учился! Окончил музыкальное училище, работал в эстрадно-симфоническом оркестре, был музыкальным руководителем группы Антонова. Я думаю, здесь у вас есть замечательные педагоги, и, надеюсь, вы понимаете, что только в чудесных невзаправдашных фабриках на телевидении человека можно за три месяца якобы научиться петь и стать мастером. Чтобы навыки стали вашими, нужно работать годами. Но и я когда-то, отдавая дань моде, участвовал в конкурсе "Ступень к Парнасу" и даже опередил в нем Филиппа Киркорова… А однажды мне на концерте прислали записочку: "Виктор, мы вас обожаем! Только, пожалуйста, не пойте". Я решил - не буду петь, лучше буду играть на гитаре. Что-нибудь испанское? Хорошо, сейчас сыграю.

***

- Журналисты сочинили про меня две байки: что у меня застрахованы руки и что я могу очень быстро сыграть "Полет шмеля". Поверьте, "Полет шмеля" не главное в жизни музыканта. Главное - твой собственный репертуар, твои слушатели, твоя миссия. "Полет шмеля" - это хохма, которая меня преследует. Это просто прием игры на гитаре, который позволяет очень быстро играть. Сдергивение называется. Балалаечный вообще прием. Меня просили исполнить что-нибудь мексиканское и "Полет шмеля". Хорошо, сейчас. Звучит это так.

***

- Электрогитара - мощный, экспрессивный инструмент, не всегда чисто звучащий. В ее надрывности есть что-то от музыки, к которой стремился Бах. Для современников он был органистом и педагогом и что-то мудреное такое играл. Бах всегда стремился к мощным краскам и был человеком, во многом опережающим время. За свои музыкальные убеждения он обнажал шпагу и попадал в тюрьму. Он знал, что его произведения будут играть в будущем на неведомых инструментах. Ну что ж, фрагмент токкаты и фуги ре минор. Сыграю, конечно же, на электрогитаре, используя элементы, которые отчасти, придумал сам.

***

- Вы вот просите сыграть на гитаре рэп… Это американская музыка. Хулиганская, откровенно говоря. Одно из веяний двадцатого столетия. В музыке ведь всегда появляется что-то новое. А вот ваша задача - на том, что сделали мы, ваши педагоги, создать что-то свое, а затем воспитать себе смену. Мы учимся друг у друга. Совершенствуйтесь, а я поделюсь тем, что умею.

БЛОК:

Данил, Саша и Диана: до и после

Ученики музыкальной школы № 2 по классу "гитара" о Зинчуке

ДО:

Данил Гагарин:

- Хочу посмотреть, как играет профессионал. Виктор Зинчук - знаменитый гитарист. Но я никогда его не слышал.

Александра Пинчук:

- Зинчук - великий гитарист. Я, к сожалению еще, не слышала, как он играет. Хочу чему-нибудь у него научиться. Еще хотела бы спросить, как научиться работать со зрителем, "держать" его.

Диана Овчарова:

- Зинчук - великий музыкант. Хотелось бы услышать, какие произведения он будет играть, чтобы понять, знакомы они мне или нет.

ПОСЛЕ:

Данил Гагарин:

- Ой, как он играл красиво! Из его рассказа я понял, что нужно не перетруждать себя, учиться всему постепенно. Чтобы достичь результатов, буду усердно заниматься.

Александра Пинчук:

- Очень много впечатлений! Такой профессионал! И техника у него такая, что он почти каждую мелодию может сыграть сходу. Меня это поразило! Я следила за тем, как двигаются его руки: так быстро. И он на них даже не смотрит, все само собой получается! Вообще! Хочу научиться так же!

Диана Овчарова:

- Мне очень понравилось! Я узнала, что классическая музыка, которая была в двадцатом веке, может звучать на электрогитаре не уныло, а резко и очень интересно. А еще я узнала, что главное, чтобы не кто-то пел, а инструмент пел сам.

"У меня легкое головокружение"

- Что вы чувствуете, когда понимаете, что кого-то чему-то можете научить?

- Есть мудрая пословица: для того, чтобы научится чему-то самому, нужно научить другого. Моих учеников немного. Есть, например, Дима Лобанов. Он учился у меня, когда я преподавал в высшей школе изящных искусств. Затем он три года работал в Европе, вернулся, и сейчас мы работаем вместе. Я выпустил пособие, мастер-класс для тех, кто учится играть на гитаре, потому не могу постоянно заниматься педагогикой, я все-таки концертный человек. И как-то, знаете, сегодня легко на душе. Мы не спали, я еще не обедал… Сейчас голова кружится, но это приятное головокружение. Дети не врут, тут все настоящее - так тонко и трогательно.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии