Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"Хотят - не хотят, пусть читают Тараса Бульбу…". Алтайские писатели надеются, что читатели к ним когда-нибудь вернутся

Журнал "Алтай" отмечает 60-летие. "Пока существует журнал, в крае будет существовать литература",- считает его главный редактор Станислав Вторушин. Накануне юбилея мы поговорили со Станиславом Васильевичем о том, для кого работают современные литераторы и на что они надеются - ведь интерес к чтению падает...

На писателей никто не давит

- Правильно я понимаю структуру литературного сообщества Алтайского края: существует два журнала, ваш и "Барнаул", а вокруг них две группировки литераторов, которые друг друга недолюбливают?

- Нет этого. Журнал "Алтай" не делит писателей на какие-то структуры, на организации. В нашем журнале мы стараемся печатать все лучшее, что выходит из-под пера наших писателей.

- А какие критерии "всего лучшего"? Как вы определяете, кто будет напечатан, кто нет?

- У нас квалифицированная редакция, у нас есть редколлегия…

- Вот я и смотрю, у вас в составе редколлегии Анатолий Ломакин, Юрий Вислогузов, Евгений Нечепуренко*. Они имеют какое-то отношение к литературе?

- Не имеют. Просто учредитель - а учредителем у нас является управление по печати и информации Алтайского края - входит в руководящий орган журнала. Как учредитель любой компании входит в руководство компании. Никакого давления на редакцию с их стороны нет. На писателей вообще никто не давит.

Вот газетчики чувствуют давление, я знаю это, потому что сам недавно написал один материал - я просто не хочу говорить, о чем, но довольно острый. Ни одна газета не захотела его публиковать, побоялись.

- Вы и нашей газете его предлагали?

- Вам не предлагал, не знаю, опубликовали бы вы его... Не знаю. Так вот, на писателей никакого давления не оказывается. Нет никаких распоряжений, ничего. Я дважды встречался с губернатором, он журнал читает, он высказывал замечания… Да мы и сами знаем недостатки журнала…

- Какие?

- Недостаток один. Мне бы хотелось материалов о жизни края. Чтобы были очерки о крестьянах, о фермерах, были очерки об ученых, учителях, о врачах - о тех, кто живет на Алтае, трудится во имя его славы и будущего… Но должен сказать, что очеркистов у нас раз-два и обчелся. Вот у вас, например, я просто не знаю, кто может написать литературный очерк. Я просто не представляю. Без всяких обид. Взять другие газеты - то же самое…

А писатели вообще пишут долго. Чтобы написать очерк, писателю нужно поехать в район, оттуда - в село, пожить там недельку, встретиться с людьми… Работы - на месяц.

Должны быть транспорт, деньги на командировку, достойный гонорар. "Алтай" может заплатить за очерк 600 рублей, поэтому не очень много желающих писать…

Второго Шукшина пока не видно

- Есть сейчас в крае писатель, который вызывает ваше восхищение? Может быть, его имя пока никому не известно?

- Открытия всегда редки. Если возьмем литературную историю Алтая, то очень яркие имена можно пересчитать по пальцам. Гребенщиков, Шукшин, Мерзликин, Башунов, Гущин… И в масштабах страны большие таланты редки, и важно не потерять талант в самом начале, помочь ему встать на ноги, окрепнуть. Мы печатаем прозу и поэзию молодых, но я должен, к сожалению, заметить, что у молодежи уменьшилась тяга к литературе и литературному творчеству.

В годы моей молодости существовало очень крупное литературное объединение при "Молодежи Алтая", при "Алтайской правде". Ими руководили известные писатели. При Союзе писателей были крупные объединения - сейчас таких просто нет...

- Может, тяга к творчеству не уменьшилась - просто молодые литераторы переместилась на другую площадку? Из толстых журналов - в Интернет?

- Нет. Количественно молодых писателей стало меньше. Я вам скажу, что и читать стали меньше. Писатели потеряли большую часть своих читателей. Людям стало просто не до книг - надо было выживать, как-то выкручиваться…

Реформа образования привела к тому, что у нас в три-четыре раза уменьшилось число часов, отведенных на литературу. Школьники не то что не любят литературу - им не привили интереса к ней. А интерес к хорошему надо прививать - это плохое привьется само…

Дети перестали получать гуманитарное образование, их готовят к практической жизни, в большой степени - жизни потребительской. Но человек - существо духовное. Хотят - не хотят люди читать "Капитанскую дочку" или "Тараса Бульбу" - они должны это прочитать, если окончили среднюю школу.

Если говорить о молодых писателях, которые приходят к нам в журнал - это совершенно необразованные люди. Они практически ничего не читали. Они не знают ни прозаиков, ни поэтов, которые творили до них. И журналисты… Я два года был председателем экзаменационной комиссии на факультете журналистики АГУ. Меня просто удручало, насколько дремучими выходят люди из стен университета.

- Мне неприятно жить в обществе людей, которые не любят книг, ничего не читают, но я это как-нибудь переживу. Но для вас литература - профессия. А людям сейчас, сами говорите, Лев Николаевич Толстой безразличен, не то что Станислав Васильевич Вторушин и его журнал "Алтай"…

- Даже в самом нечитающем обществе есть люди, которые читают. Несмотря на разруху, неустройство, отсутствие внятных целей…

И я могу сказать одно. Пока существует журнал, в крае будет существовать литература. И даже если количество пишущих людей уменьшится в несколько раз, все равно останется площадка, на которой они могут учиться мастерству. Журнал должен существовать независимо от того, я редактор или не я, какая там редколлегия...

И тогда среди тех, кто к нам приходит, может появиться человек, который напишет что-то необыкновенно яркое, то, что захватит читателя... И вырастет в писателя уровня Шукшина… Это наверняка произойдет, не в этом году - пусть через 10, 15 лет, а сейчас, я считаю, наш журнал - одна из визитных карточек края.

Труд души не оплачивается

- Можно прожить, только сочиняя книжки и продавая рукописи?

- Сейчас, чтобы издать книгу, нужно искать спонсора. Говорят: бери кредит, издавай книгу - если она пользуется спросом, ты заработаешь. Если нет - значит она никому не нужна. Это совсем не так. Умную книгу не будут читать все. Ее читает небольшое количество людей, но действие этой книги на душу человека огромное...

Труд души требует усилий. Раньше на гонорар можно было жить три года, и в это время писать новую книгу. Сейчас заработок даже очень известного писателя нельзя сравнить с заработком шоумена. Писатель, написавший хороший роман, в нашем журнале получит пять-шесть тысяч рублей.

- Но, может быть, это и хорошо? Пусть в литературе останутся только люди, которые не могут не писать.

- Графоманы были всегда, и писать они не перестанут. Сейчас, кроме коммерческой, море самиздатовской литературы. Недавно пришел к нам в журнал пенсионер, принес три тома прозы. То есть он нашел деньги, издал у себя в районе и раздает книги по школам, библиотекам, выдает себя за писателя - хотя литературы там нет ни строчки. Это очень большая беда.

- В чем тут беда? Человек реализует потребность писать, может, не умеет это делать, но все равно же лучше, чем водку пить.

- Понимаете, когда люди не имеют прививки от такой графоманской литературы, не читают ничего настоящего - такое они тоже считают за литературу, а это ведет к деградации вообще-то.

- Многие читатели нашей газеты пишут рассказы и стихи...

- Журнал открыт, пусть приходят все со своими произведениями, мы самым внимательным и доброжелательным образом их прочитаем. Хороших вещей всегда не хватает.

Справка "СК"

"Алтай" выходит с 1947 года. Первый номер вышел при участии бригады московских писателей, командированных в край редакцией газеты "Правда". В первоначальном составе редколлегии не было ни одного литератора - только представители крайкома коммунистической партии. Альманах выходил один раз в год, с 1957 года - ежеквартально. В 1990 году альманах преобразован в журнал. В разные годы в журнале публиковались произведения лучших писателей края.

В приложении - книжной серии "Библиотека журнала "Алтай" - вышло более 30 книг, в том числе "По Алтаю" Александра Черкасова (городской голова Барнаула с 1885 по 1890 год); "Чураевы" Георгия Гребенщикова (один из самых выдающихся алтайских писателей, эмигрировал в 1920 году, умер в Америке в 1964 году); "Избранное" Леонида Мерзликина; "Избранное" Владимир Башунова"; проза Евгения Гущина и пр.

Вторушин о главном

- Самое главное - мы сохранили журнал. Читатель о нем практически забыл. Когда я пришел на должность главного редактора в 1997 году, он выходил раз в год. Мы сделали его государственным учреждением, стали нормально финансироваться. Мы обрели своего читателя - журнал идет во все сельские и районные библиотеки края.

*Начальник управления по культуре; уполномоченный по правам человека в Алтайском крае; начальник управления Алтайского края по печати и информации.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии