Дурная крестьянская сила!
Когда Ильбек Сунагатович говорит о своих учениках, у него дрожат руки. Про каждого помнит. И эту выставку он собрал сам. Ходит, восхищается своими питомцами и рассказывает:
– …Я-то поступал уже великовозрастный детина: отслужил, поработал бетонщиком на стройке, завел семью. И вот в 28 лет решил пойти в Академию художеств (ныне Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. – Авт.)! Без училища, безо всякой школы за плечами… Получил шесть двоек на вступительном. Представляешь?
– Потрясающе просто!
– Ну! Думаю: как же так, что дома скажут? Я ведь лауреат конкурсов самодеятельности, меня ведь талантом и самородком в деревне называли. А теперь что? Бросать искусство, возвращаться в бетонщики? Это же катастрофа! Надлом!
Стою на крыльце с этими мыслями и смотрю, как разные дяденьки и тетеньки за своими талантливыми детьми на машинах приезжают. Разворачиваюсь, иду к ректору, сам не зная, что ему говорить. Он, узнав о моем результате, даже в лице не изменился. На следующий день велел принести работы.
Я пришел, начал расставлять перед ним рисунки. Занял 12 кресел. Говорю: "Не входит". Он мне: "Ну, вы во второй ряд выставляйте". И я выставляю, выставляю… Дурная крестьянская сила прет!
А тем временем подтягивается вся экзаменационная комиссия. Стоят, смотрят, тихонько разговаривают. Потом Виктор Михалыч (Виктор Орешников, художник, ректор Академии художеств с 1957 по 1977 годы. – Авт.) поворачивается ко мне и говорит: "Ну что, первого сентября приедешь?" "А зачем?" – спрашиваю. "Вот проректор по хозяйственной части, он тебя возьмет разнорабочим, даст комнату в общежитии. Пойдет?"
Вот так. И год я грузил что мог с этажа на этаж, а пока работы не было, сидел с первым курсом вольнослушателем.
Меня там все, конечно, полюбили от вахтеров до деканов: откуда такой выпал? Через год взяли. И я на совесть отучился шесть лет.
Эпоха – эпохе
– Так и должно быть в жизни: одна эпоха помогает другой. Вот Орешников почему так со мной поступил? Потому что во мне он увидел свою молодость: нечесаную, пыльную, наивную.
Сам ведь когда-то также пешком пришел к Бродскому, ученику Репина, из Чувашии.
Я его руку, протянутую мне, на всю жизнь запомнил и старался помогать своим...
Лишь дважды за всю историю работы в училище я не сопротивлялся отчислению студентов. Про одного сказал: "Исключайте, а то сидит вечно пьяный под балконом, ждет чего-то... шалопай". Его после этого забрали в армию, он, отслужив, восстановился и у меня же потом окончил. Чистый человек, благодарил: "Спасибо, что выгнали, а то я ведь мог плохо кончить". Другой бы, пожалуй, и обиду затаил…
Эрмитажа нет, но...
Хайрулинов говорит: "Покажи мне пять рисунков, пять этюдов, и я скажу, чем ты кончишь жизнь". Он убежден, талант – это судьба.
– Мне повезло. Я считаю, что мое бескорыстное, крестьянское отношение к студентам возвращается их творчеством и отношением ко мне. Вот, например, Тамара Гриценко пишет мне письма уже 36 лет, хоть книгу издавай. Пишет еще с того времени, когда была студенткой и работала сторожем. Она в Ленинградской области, в Киришах уже много лет преподает в местной школе искусств. Настоящая находка для общества, попробуй найди вторую такую чудачку…
Ильбек Сунагатович признается, что 38 лет подряд ведет дневники, скоро выпустит автобиографическую книгу. Вспоминает:
– Ровно 30 лет назад проходило собрание, на котором меня пытались исключить из КПСС "за создание конфликтной ситуации" (я возмущался против того, что в училище нет грунтовочной мастерской). А еще помимо званий и регалий у меня одно увольнение без права преподавания где-либо, одна неаттестация и три строгих занесения в личное дело. Но я не ухожу. Директоры, которые меня выживали, уходят, а я – нет. Представляешь?
И каждым новым своим студентам я при первой встрече говорю: "Вот вы такие, я такой. Мы находимся в Алтайке – Эрмитажа у нас нет, Третьяковки нет и еще много чего нет. Но вам надо выучиться. Так что будем работать, как бы тяжело ни было".
Факт
Учениками Ильбека Хайрулинова были Александр Емельянов, Сергей Погодаев, Юрий Иванов, Виолетта Метелица, Валерий Заклюков, Наталья Акимова и многие другие.
16 ноября в Москве в Совете Федерации открылась персональная выставка Ильбека Сунагатовича "О войне и мире", а в галерее "Кармин" – выставка дипломных работ его учеников "Чувства добрые я лирой пробуждал". Экспозицию в Барнауле можно посмотреть до 15 декабря.