Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Иконопись Авраама

Барев дзез, земляки! Добрый день по-армянски. Пишу вам из страны, которая приняла христианство как государственную религию в 301 году нашей эры. И у армян, также, как и у нас, если что-то и строится в последние десятилетия с твердой последовательностью и неумолимостью, так это культовые сооружения.

Авраам Азарян, художник, иконописец.
Авраам Азарян, художник, иконописец.
Сергей Зюзин

В Абовяне, где размещается наша футбольная команда, прибывшая на V Панармянские игры, уже несколько лет возводят огромную красивую церковь. Когда я был четыре года назад на предыдущих Панармянских играх, строители возводили стены. Теперь основные работы ведутся внутри храма.

А снаружи… Снаружи дух захватывает. Высота здания от пола до креста 52 метра. Необъятный купол в 460 квадратных метров. Цветные витражи. Стены облицованы плитками из красного армянского туфа (строительного камня вулканического происхождения). Верхний слой этого камня пористый и мягкий, а нижний – базальтовой твердости. Одну из стен здания украшают большая резная фигура Христа с евангелием в руке и две фигурки поменьше – ангелы с макетом церкви. А между ними – вырезанный в камне текст молитвы "Отче наш". На армянском эта молитва звучит не менее торжественно и чеканно, что и на русском. Прочитал ее вслух высокий стройный мужчина в стильных очках, сидевший напротив на парапете. Познакомились. Авраам Азарян – художник, иконописец.

Церковь, которой не будет аналогов в Армении по многим параметрам, строит один из самых известных местных олигархов. "Когда ехали из Еревана в Абовян, видели по правой стороне на возвышенности длинный бетонный забор, церковь, сад и коттедж? Это его владения", - пояснил новый знакомый и прочел небольшую лекцию про армянские церковные купола. По словам Авраама, эти сложные архитектурные конструкции армяне научились возводить еще в дохристианскую эпоху. Сильны армянские мотивы и в византийской архитектуре. Сохранились записи Леонардо до Винчи, изучавшего в течение полугода особенности армянской архитектуры. Впоследствии гений эпохи Возрождения активно использовал эти знания.  

- Маленькие народы гордятся такими деталями. Зато большие народы не любят про них вспоминать, - улыбается художник.

Выслушав ответный рассказ про церковь святой Рипсимэ, построенную несколько лет назад в Барнауле и разрастающуюся армянскую диаспору на Алтае, Авраам качает головой: "Люди уезжают отсюда не от хорошей жизни. Крупные производства не открываются, безработица высокая, перспектив для простого человека не видно. Хорошо здесь живут только 40 богатых семей, поделивших Армению на сферы влияния". Знакомая картинка, правда?

Потом мы пошли внутрь храма. А там – бесконечные леса вплоть до самого купола. Но его не видно – наверху все выстлано досками, пришло время иконописцев. К ним подниматься по длинному зигзагу лесенки с перилами. На пути к куполу здороваемся с резчиками по камню. Эти умельцы уже вырезали по обеим сторонам будущего алтаря фигуры апостолов Матвея и Бартоломея (по нашей традиции – Варфоломея), принесших христианство в Армению. Сейчас скульпторы работают на высоте около 30 метров, извлекая из камня изощренный орнамент и новые лики святых.

На помосте под куполом несколько художников занимаются подготовительными работами. Здороваемся, знакомимся. В замкнутом пространстве голоса дают странное четкое эхо – так иногда бывает в разговоре по мобильнику. Художники угощают ледяной – просто зубы ломит - водой из пластиковой канистры. Странно, на улице полдневный зной, внутри храма тоже жарковато. Авраам, довольный произведенным эффектом, показывает эскиз росписи купола. В центре композиции Христос. Вокруг по всему периметру – карнавал из 24 ангелов. Впечатляет… Было 30 вариантов эскизов. Чтобы прийти к окончательному варианту, Азарян работал год и четыре месяца.

- Сейчас мы пытаемся возродить традиции армянской православной иконописи, в значительной степени утерянной в XV веке, когда в нашей стране не то что людей почти не осталось, но даже кошек. Это было великое запустение. У нас почти не осталось древних икон. А многие из тех, что остались, впоследствии были разграблены соседями и проданы в Европу. После XV века очень серьезное влияние на армянскую иконопись оказал католицизм. В некоторых иконах видны даже персидские мотивы… А этот купол мы планируем закончить следующей весной.

Интересно разглядывать церковь, опутанную бесконечной паутиной лесов, с высоты ее купола. Слушаю Авраама и напоминаю ему про кадры из фильма Тарковского "Андрей Рублев".

- Это мой любимый режиссер. Мы были знакомы. Я подарил ему одну из своих работ… Тарковский был творцом.

На прощание армянские художники, чем-то неуловимо похожие на русских богомазов, желают удачи нашей команде, а им говорю: "Шноракалутюн! Цтесутюн! – Спасибо! До свидания!".

_________________________________________

От редакции. Следите на altapress.ru за репортажами специального корреспондента "Российской газеты" Сергея Зюзина о барнаульских спортсменах на Панармянских играх.

Справка

Пятые Панармянские игры проходят с 13 по 21 августа под лозунгом "Единство посредством спорта" и продлятся до 21 августа.. В 2011 году число участников игр рекордное - около 3 тысяч спортсменов, которые прибыли в Армению из 125 городов мира, среди которых Москва, Ростов-на-Дону и Барнаул (Россия), Минск (Белоруссия), Тбилиси (Грузия), Киев (Украина), Буэнос-Айрес, Кордоба и Ла-Плата (Аргентина), Монтевидео (Уругвай), Сан-Паулу (Бразилия), Монреаль (Канада), Лос-Анджелес (США), Париж и Марсель (Франция), Манчестер (Великобритания), Вена (Австрия), Кельн (Германия), Тегеран, Тебриз и Исфахан (Иран), Бейрут (Ливан), Никосия (Кипр), Багдад (Ирак), Стамбул (Турция), Алеппо (Сирия), Каир (Египет), Иерусалим (Израиль), Сидней (Австралия).

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии