"Наши дети никому не нужны"
– Я смотрела фестивальные картины и все время спрашивала себя: почему такого доброго кино нет ни на телевидении, ни в кинопрокате?
– Принято считать, что прокат детских фильмов в России невыгоден. Мы искали фильмы для кинофестиваля "В кругу семьи" по всему миру, очень долго отбирали именно российские картины для семейного просмотра. Я еще раз убедилась в том, что наш кинематограф, у которого некогда был сумасшедший потенциал, окончательно развалили после перестройки. Развалили студии детских и юношеских фильмов, канула в Лету студия имени Горького, где советские режиссеры создавали шедевры.
Мне хочется орать, когда я читаю в газетах, что наши олигархи купили новые яхты или таунхаусы в престижных районах Москвы или в городах других стран. Почему бы им не помочь поднять с колен хотя бы одну детскую киностудию? Яхты и таунхаусы они ведь не заберут с собой. (Ирина Алферова подняла глаза вверх.) Одного понять не могу: неужели они не воспитывают детей, неужели им не хочется, чтобы их сыновья и дочери смотрели хорошее доброе кино? Чтобы провести этот кинофестиваль, наш директор заложил все, что у него было…
– Недавно на Алтай приезжала творческая группа Театра наций. Его худрук, актер Евгений Миронов, рассказал, что в Москве дефицит молодых талантливых сценаристов, режиссеров. Таких, кто делает не большие деньги, а большое кино, – два-три человека.
– Мое мнение: иногда эти молодые лучше бы вообще ничего не делали. А старым ничего стоящего делать не дают. Если режиссер старой закваски снимает даже сериал – зритель сразу увидит, что работа сделана качественно. Сколько раз я встречала мастера нашего кинематографа Элема Климова, он постоянно говорил: "Буду снимать "Мастера и Маргариту". Вот у меня сценарий". И каждый раз потряхивал передо мной рукописями. Он годами сидел в библиотеках, в архивах, собирал материал для фильма. Недавно Климов умер, так и не сняв "Мастера и Маргариту".
Сейчас кино и сериалы снимают кто ни попадя. Молодые зачастую сделают учебный фильм и ходят с ним: "Я изобрел перпетуум-мобиле". Все до них уже давно изобретено!
Если когда-нибудь будете в Питере, сходите хотя бы на один спектакль Семена Спивака. Это мастерство и талант. Однажды Спивак предложил мне сыграть в спектакле "Пижама для шестерых". Я прочла сценарий и наотрез отказалась – не собиралась играть в спектакле про измену. Он поставил его без моего участия, записал спектакль на видео и принес мне. Когда я посмотрела постановку, не задумываясь, согласилась на роль. Я оказалась в глупом положении: режиссер поставил неповторимый спектакль о любви. Вот это – мастерство!
"Советовать страшнее всего"
– Вы воспитываете троих приемных детей. В Новосибирске на фестивале побывало очень много многодетных семей, с которыми вы общались. К вам обращались за житейскими советами?
– Вы знаете, самое страшное для меня – давать советы другим людям. Мы же все разного уровня, даже материального. Я никогда не стану брать на воспитание детей, если не могу себе этого позволить, не могу обеспечить ребенка, дать ему хорошее образование. У меня есть духовник, к которому приходит женщина, воспитывающая пятерых детей. Недавно она потеряла мужа, и теперь ее семья остро нуждается в помощи. И вот наш общий духовный наставник во время каждой встречи говорит этой женщине: "Бог поможет". Меня бы эти слова никогда не утешили. Ко мне нередко подходят люди и спрашивают: "Вы мама троих приемных детей, мы бы тоже хотели усыновить ребенка, может, что-то посоветуете?" Не посоветую. Нужно все взвесить, чтобы никогда не жалеть о своем поступке.
– В прошлом году ваша дочь (актриса Ксения Алферова) стала мамой, а вы бабушкой. Глядя на Ксению, никогда не сравнивали, какой матерью для нее были вы и какая она мама для своей дочки?
– Мы настолько разные матери… Я даже никогда не могла этого представить. Дочь никогда не пожертвует семьей и ребенком ради карьеры, я же всегда выбирала работу. Наверное, все наше поколение так делало, для нас семейные ценности были не так важны. Мы оставляли на кого-то детей, а сами сутками вкалывали.
Тут внучка была у меня, приехала дочь и увидела, что малышка что-то лепит из пластилина. "Мама, это же китайский пластилин!" – ее возмущению не было предела, она немедленно его выбросила. После этого дочь привезла внучке пластилин из Парижа, который ребенок может даже есть.
Я смотрю на Ксению – она растворена в семье: меняет занавесочки, выбирает скатерти, придумывает и отмечает домашние праздники, делает своими руками подарки всем родным. Недавно они с Егором (муж Ксении Алферовой актер Егор Бероев. – Прим. авт.) подарили мне "фею весны". Раздается звонок в дверь, открываю, на пороге никого нет, опускаю вниз глаза и вижу пеструю полянку, усыпанную цветочками, а на ней стоит маленькая розовая фея с зелеными крылышками. Тут слышу смех Ксюши и Егора, которые спрятались. Дочь сделала мне подарок просто так, не по случаю. Так и должно быть в каждой семье – любовь, взаимопонимание, уважение… Надо быть чуткими друг к другу. Кстати, я прошу, чтобы малышка называла меня только бабушкой, у многих сейчас мода называть дедушек и бабушек по именам. Я этого не понимаю.
"Я не могу позволить себе выглядеть дорого"
– Для бабушки вы очень хорошо выглядите…
– Я уже такая старая…
– Извините, Ирина Ивановна, по-моему, вы напрашиваетесь на комплимент.
– Вовсе нет. Я сама себя делаю, сама за собой ухаживаю, во мне нет ничего особенного. Очень люблю красивую дорогую одежду, но не могу себе этого позволить. Одной из первых я начала носить вещи черного цвета, потому что в яркой одежде я теряюсь, не ощущаю себя. У моего мужа исключительный, идеальный вкус, он очень красивый мужчина. Когда я надеваю яркие вещи, он говорит: "Снимаем все и идем без этого".
Я не могу позволить себе сходить в Москве в салон и сделать прическу, поэтому закручиваю три бигуди и утром сама делаю укладку. Я не могу позволить себе купить дорогую сумку, а когда знакомые приходят ко мне и говорят, что купили сумку за три тысячи евро, я отвечаю: "Ребята, но не стоит она того, вот там же продается точно такая же, только за три тысячи рублей".
Вы заметили, в светской хронике совсем нет актеров, потому что многие из них не могут позволить себе купить что-то стоящее. А если покажешься в чем-то недорогом, то об этом обязательно напишут. И поэтому в журналах читатели вместо известных актеров видят одних и тех же мальчиков и девочек.
Справка
Ирина Алферова родилась в Новосибирске. В 1972-м окончила ГИТИС. Играла в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1991 г. — "Ленком"), в труппе Валерия Фокина и в Театре современной пьесы под руководством Ильи Райхельгауза. Известность Ирине Алферовой принесла роль Даши в многосерийном телефильме "Хождение по мукам". Актриса снималась в фильмах "С любимыми не расставайтесь", "Д’Артаньян и три мушкетера", "Василий Буслаев", "Человек с аккордеоном", "Ночные забавы", "ТАСС уполномочен заявить", "Ермак".
Цифра
80 художественных полнометражных, короткометражных и анимационных семейных и детских фильмов показали на кинофестивале "В кругу семьи" в Новосибирске.