Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Искусство для гурманов. В галерее "Турина гора" открылась выставка Павла Бежацкого "Интернет Средневековья"

Барнаульский художник Павел Бежацкий уже удивлял местную публику абстрактными изображениями обломков космических кораблей, механизмов индустриальной эпохи и воплощал в своих картинах микрокосмос. Теперь он представил работы, выполненные в редкой технике гравюры. Художник рассказал нам о своей выставке, о гравюре и ее уникальности.

Павел Бежацкий,
художник:

Лет 15 назад совершенно случайно мне в руки попал альбом с гравюрами. Я спас эту книгу от уничтожения на свалке. Специфический язык печатной графики меня сразу покорил, я был поражен, что на первый взгляд скупыми средствами, фактически одним черным цветом художник выразил глубочайшие переживания. С тех пор я полюбил эстамп (гравюрный отпечаток. — Прим. ред.). Изучая книги, я сначала занялся гравировкой камня, это стало моим ремеслом в последние 12 лет. Три года я посвятил экспериментам с многослойной живописью, а с печатной графикой сложилось только недавно, потому что эта техника требует особой дисциплины, мастерства, времени, да и материалы с оборудованием очень редкие и дорогостоящие. Но сама гравюра пробудила во мне интерес к изобразительному искусству вообще. Я снимал на пленочные раритетные камеры XX века окрестные пейзажи. Иногда охватывало чувство, что пейзаж мне открылся, и эти кадры служили эскизами для гравюр.

Техника

Я беру чистый лист оргстекла и гравирую на нем рисунок пучками твердосплавных игл и виброударной гравировальной машинкой. Рисунок состоит из скопления мелких углубленных точек. Затем я набиваю гравированную доску специальной офортной краской. Доска укладывается на талер офортного станка, накрывается увлажненной бумагой и плотным сукном. Весь этот "бутерброд" прокатывается между валами офортного станка под большим давлением. Разбухшая бумага вдавливается в углубленные штрихи и забирает из них краску. После лист снимается с доски, сушится и выпрямляется. Чтобы получить следующий оттиск, весь процесс повторяется заново. Отпечаток может храниться более 500 лет. Для сравнения: снимок на серебряной фотобумаге хранится около 100 лет, а современный цифровой отпечаток выгорает за год.

Самое волшебное в этой технике — печать первых оттисков. До этого момента трудно предугадать результат. Мастер с внутренней молитвой вращает колесо офортного станка, талер медленно проходит между стальными валами. Затем он убирает сукно, с трепетом берет влажный лист за один угол и аккуратно снимает. Что его ожидает — восторг или разочарование?

Смысл

Зачем применять столь трудоемкую технику? Вот вы предпочитаете натуральный свежеприготовленный кофе или растворимый суррогат? Я создаю произведения изобразительного искусства, которые невозможно полноценно скопировать и воспроизвести современными техническими средствами, каждый гравюрный отпечаток неповторим и является авторским произведением, представляющим мое лицо и почерк. Обладать эстампом могут лишь избранные, поскольку серия гравюр строго лимитирована, в отличие от глянцевого ширпотреба, который тиражируется нажатием одной кнопки. Искусство всегда было элитарной сферой, а эстамп вообще для особых гурманов.

Выставки

В Санкт-Петербурге, на Урале, в Калининграде и Новосибирске проходят традиционные биеннале и триеннале графики, где большие разделы посвящены эстампу. Печатная графика в России развивается, но существует в узком кругу истинных ценителей и страстных коллекционеров. Широкое распространение эстамп имел в царское время в виде лубка и в 50–60-е годы XX века, когда был актуален лозунг "Эстамп в каждый дом!". Наверное, и сейчас возможна популяризация гравюры, если до народа донести простую мысль, что выгоднее иметь дома оригинальное авторское произведение графического искусства, чем китайский постер.

Экспозиция будет работать до 3 мая в барнаульской галерее "Турина гора" по адресу: ул. Димитрова, 85-а.

Жанна Заковряшина

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии