Барнаул 15°C
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Искусство в тылу. Как выглядел культурный Барнаул в сороковые годы

Во время Великой Отечественной войны на Алтае работали эвакуированные художники, писатели, режиссеры и актеры. Многие из них внесли серьезный вклад в развитие нашего города.

В конце лета и осенью 1941 года в Алтайский край прибывают поезда с эвакуированными из европейской части СССР. В городе создаются крупные заводские корпуса, всего здесь разместилось более ста предприятий. Страшная вой­на сделала город важным промышленным центром, обеспечивающим фронт. Возросла также и роль культуры в воспитании патриотических чувств и ненависти к врагу. Сюда, в глубокий тыл, была вывезена не только производственная мощь страны, но и целые театральные коллективы.

Многие из них оставили воспоминания о нашем городе. Интересно, как они отличаются друг от друга. Например, известная актриса Алиса Коонен, жена театрального реформатора Александра Таирова, чей Камерный театр работал в Барнауле с апреля 1942-го по октябрь 1943 года, так писала о своем прибытии в книге мемуаров «Страницы жизни»

В начале лета, простившись с Балхашем, мы уехали в Барнаул. Сейчас это один из крупных промышленных центров страны, но тогда он во многом сохранял еще черты старого русского города. На отдаленных улицах под ногами скрипели дощатые тротуары, в городском саду красовалась традиционная деревянная «раковина» для оркестра, по тихим улочкам летними вечерами прогуливались в обнимку девушки с длинными косами, поверяя друг другу свои девичьи секреты. Достопримечательностью города был большой парк. Крутой живописный обрыв спускался к самому берегу Оби. При входе в парк посетителей встречал медвежонок, привязанный цепью к большому столбу. Сразу же по приезде, оставив вещи в гостинице, мы побежали в театр. После балхашского клуба прекрасная сцена, просторный зрительный зал показались нам неслыханной роскошью. Теперь уж можно было думать о серьезной творческой работе!

Чуть менее приятное впечатление город произвел на художественного руководителя Днепропетровского театра Владимира Галицкого, который прибыл в Барнаул с одной из первых волн эвакуированных: «Между станцией и старым городом — налево виднелись белые заводские корпуса и здания жилмассива — пролегал большой песчаный пустырь. По краю его кое-где торчали деревянные домишки. Увязая в песке, мы пересекли этот пустырь, вышли на тихие барнаульские улицы, сплошь застроенные одноэтажными домами. Ни дать ни взять какой-нибудь Кременчуг». Но приехавшая в город с мужем, скульптором Дмитрием Цаплиным, певица и переводчик Татьяна Лещенко-Сухомлина была другого мнения: «Мы наконец в Барнауле. Город — глухая дыра, огромное село, разбросанное на огромном расстоянии. У Аленушки (дочь Татьяны Ивановны) тяжелая корь, которую она подхватила где-то в дороге. Мы живем в малюсенькой комнатушке. Цаплин ноет, стонет, каркает, что мы сдохнем с голоду…»

Но настоящие уплотнения, когда в один зал селили несколько десятков семей, начнутся годом позже, когда противник усилит свой натиск, тогда же будут и проблемы с продуктами. Пока же «хлеб здесь отличный», «на рынке продавались картофель, овощи, мясо, розовое барнаульское сало, по толщине не уступающее украинскому». Галицкий, прибывший из центральной Украины, знал в этом толк. Все эвакуированные размещались в новом городе и приступали к работе.

На сцене

Военно-патриотическая и агитационно-пропагандистская роль театра в то время была огромной. Писатели, до этого не бравшиеся за драматургию, создают пьесы о героических подвигах борцов с фашизмом. Два с половиной года, с 1941 по 1944-й, в Барнауле работал Днепропетровский русский драматический театр имени М. Горького, Московский государственный камерный театр действовал с 1942 по 1943 год. Одними из первых в стране барнаульские зрители увидели пьесу Константина Симонова «Русские люди». Паустовский писал в Барнауле и Белокурихе драму «Пока не остановится сердце» специально для Камерного театра, и она тоже дебютировала на сцене в Барнауле. Алтайский краевой драматический театр, вернувшись из двухлетнего пребывания в Бийске, в 1943 году ставит «Нашествие», знаменитую пьесу Леонида Леонова, за которую он получил Сталинскую премию. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» висел над сценой и за кулисами Камерного театра.

Коллектив Днепропетровского театра выпустил в Барнауле двадцать новых спектаклей. В книге «Очерки культуры Барнаула в годы Великой Отечественной войны» указано, что за 1942 год их спектакли посмотрели 128 700 жителей края. Камерный театр за тот же период дал 273 спектакля, которые посетили 176 200 человек.

Помимо этого, артисты давали много концертов в госпиталях, военных частях, в тракторных бригадах и колхозах края. Продолжает вспоминать Владимир Галицкий: «В Барнауле под госпитали было занято много учреждений, школ. Практически мы давали один концерт в два-три дня. Актеры кроме репертуара готовили стихи, монологи, скетчи, пели частушки под баян, танцевали. Часто бывало так, что мы не только давали концерты. Наши женщины шли дежурить в подшефный госпиталь, подменяя сбившихся с ног санитарок».

«Мы работаем бригадой главным образом в госпиталях для раненых и медперсонала. Иной раз из госпиталя в госпиталь — и пешком, и в розвальнях, и на грузовиках. Морозы уже стоят лютые. Сердце разрывается, глядя на раненых», «Ехали за город на санях. Мороз тридцать — сорок градусов. Я с гитарой. Теплый, уютный какой-то госпиталь. Но давит сердце. Тяжело. Пели в коридоре. Масса людей в больничных халатах. Принимали нас — каждого — тепло и радушно. После концерта затащили в палату, наделили папиросами. Записочками просили баяниста сыграть одно, другое», — это уже слова Лещенко-Сухо­млиной.

Артисты работали практически без выходных, сам Таиров выступал с публичной лекцией «Фашизм — злейший враг культуры».

Слово и рисунок

В ноябре 1941 года «Алтайская правда» писала:

Устные выступления советских писателей перед массовой аудиторией вошли за последнее время в широкую практику и создали новые формы творческой связи между читателем и писателем. Группа московских писателей выступит в Барнауле и городах Алтайского края с циклом литературных вечеров, организуемых КЭБ (концертно-эстрадных бюро. — Прим. автора), выступят драматург Б. Зорич, поэт О. Москвичева, прозаик и критик Н. Оттен и поэт-переводчик В. Шершеневич. Писатели прочтут свои новые произведения, часть которых еще не публиковалась.

Автор «Романтической пудры» и «Элегантных флаконов» Вадим Шершеневич, основатель и теоретик имажинизма, был наряду с Константином Паустовским самым известным из литераторов, живших в эвакуацию в Барнауле. Свой последний сборник стихов он выпустил еще в середине двадцатых, а в последние годы занимался переводами и драматургией. Таким видели поэта общавшиеся с ним в Барнауле люди: «Он весьма изысканный, барственный, по-французски говорит как француз». Поэзия его в сравнении с более известными современниками слаба и вторична. И та же Лещенко-Сухомлина писала в воспоминаниях, пообщавшись с поэтом в Барнауле: «Он был интереснее как личность, чем как поэт и переводчик». Однако в нынешних условиях, когда важнее оказывались другие качества, газеты писали о самоотверженности поэта. Будучи больным туберкулезом, сгубившим его всего за несколько месяцев, он до последнего работал. «Всегда и везде Вадим Шершеневич работал не покладая рук. Уже на Алтае, больной, он выступал почти ежедневно в самых разнообразных аудиториях с чтением своих стихов, посвященных Великой Отечественной войне, вел беседы о литературе». Эта характеристика не соответствует известным фактам из его биографии: рассорился со своими товарищами по кружку футуристов, к которому он примыкал, вел оскорбительную переписку с Чуковским. Похоронен поэт в Барнауле на Булыгинском кладбище.

Художественная жизнь города в годы войны была очень интенсивной. Осенью 1941 года в город приехало больше 30 художников, которые активно занялись выставочной деятельностью. В их числе, помимо скульптора Дмитрия Цаплина, театральный художник Сергей Лучишкин и другие. В 1942 году они провели в Барнауле две крупные выставки — «Все для фронта, все для победы» к 24-й годовщине РККА и «25 лет Октябрьской социалистической революции».

«В сентябре 1941 г. была создана мастерская агитплаката, где выпускались «Агитокна Алтайского края». Необходимо отметить, что мастерская действовала при редакции газеты, а первые плакаты назывались «Агитокна «Алтайской правды». Первый срочный выпуск появился на щите на площади Свободы к вечеру 22 июня 1941 г. Затем там же помещались карты фронтов», — читаем в статье «Искусство периода Великой Отечественной войны».

Выставка 1944 г. «Алтай в дни Великой Отечественной войны» стала последней в годы войны, на которой преобладали работы эвакуированных художников. Всего за военное время было создано для выставок более 400 произведений.

Что оставили Барнаулу военные годы?

«Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-морского флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы над фашизмом». — Обращение «Ко всем работникам искусства», IV пленум ЦК профсоюзов, 23 июня 1941 г.

«Цаплин в Барнауле стал другим человеком: поправился, не ноет больше, хозяйничает, ходит на рынок и устроился на работу в качестве художника в местной газете «Алтайской правде». А главное, уже сделал скульптуру — бюст Ленина. Барнаул для него море, в котором он как рыба в воде — в сущности, «столицы» не для него. А здесь ему все родное: и рынок, и наша мрачная хозяйственная хозяйка, и наш маленький домик, и барнаульская глушь, именно это ощущение удаления от всего «столичного», то есть всего того, в чем я купалась как рыба в воде». — Татьяна Лещенко-Сухомлина, «Долгое будущее».

По состоянию на 1944 год фильмофонд Алтайского края состоял из 228 звуковых копий на широкой пленке, 85 звуковых копий на узкой пленке, 281 копии немых картин. Несмотря на стесненные условия работы, киносеть Барнаула расширялась. По состоянию на 1 сентября 1944 г. в Барнауле действовало шесть кинотеатров, репертуар которых соответствовал запросам зрителей. — Из книги «Очерки культуры Барнаула в годы Великой Отечественной войны».

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter