Во "Введении" автор констатирует, что в России во второй половине XIX – начале XX веков получила широкое распространение миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. В этот период миссионерство являлось неотъемлемым и наиважнейшим направлением деятельности церкви, способствовавшим объединению российских народов в единую державу. Миссионерство развивалось главным образом в регионах проживания инородческого населения – в Сибири и на Дальнем Востоке. Результаты работы сибирских миссионеров имели не только собственно церковную, но и общегосударственную значимость, которая выражалась в просвещении коренных народов, в приобщении их к общеевропейской христианской культуре.
Работа миссионеров шла в условиях отсутствия стабильного финансирования и целенаправленной государственной или церковной программы. Плотность населения южно-сибирских территорий была крайне низка, при этом практически отсутствовало всесезонное транспортное сообщение. Неблагоприятная социальная обстановка приводила к существенному недостатку не только квалифицированных кадров, но и рядовых штатных сотрудников. Преодоление столь многообразных препятствующих факторов стало возможным во многом благодаря колоссальной личной инициативе руководства и сотрудников миссии. Однако даже предельная самоотдача приезжего русского духовенства не имела бы столь существенных последствий, если бы не удалось наладить взаимный контакт с местным населением.
Русская Православная Церковь на протяжении всей своей истории являлась оплотом здравого патриотизма, выступая за единство народа и целостность государства. Этому способствовала идейная основа вероучения, подразумевающая многонациональность и мирное сосуществование с различными культурами и представителями иных конфессий. Важность возрождения культуры православия в России настоятельно требует изучения и обобщения разнообразных форм духовного просвещения в дореволюционный период. Это особо значимо - современная ситуация во многом перекликается с ситуацией начала XX века. Храму принадлежит особая роль в формировании духовно-нравственного мировоззрения: храм – не только организующий центр культурного ландшафта, но и образ модели гармоничного мироустройства. Храмозодчество способствует гуманизации общества. Таким образом, изучение архитектурного наследия регионов юга Западной Сибири является одной из актуальных задач современного искусствоведения.
Освоение строительного дела – принципиально нового для вчерашних кочевников – было немыслимо без тесного взаимодействия с русскими мастеровыми людьми, преимущественно крестьянами. Постепенно выходцы из коренных народностей осваивали опыт строительной и художественной деятельности, становясь равноправными участниками строительных артелей. Возведение храмов, часовен, монастырских комплексов и вспомогательных сооружений при них осуществлялось с учетом стилистических тенденций в русской архитектуре, характерных для рассматриваемого периода.
В исследовании теоретически воссозданы утраченные архитектурные памятники, книга иллюстрирована реконструированными изображениями храмов, часовен и иных зданий. История российского храмозодчества уникальна и многообразна. Вполне объяснимо, что наиболее ярким сторонам архитектурного искусства посвящено значительное число работ. Имеются исследования по церковной архитектуре юга Западной Сибири, в частности архитектуре Алтая. Тему церковного зодчества Алтая в 1980-е годы начала разрабатывать Тамара Степанская. Одна из глав ее монографии посвящена указанной тематике.
Имеются публикации и издания, изучающие сакральное видение образа храма, в котором наличие каждой составляющей, а также его формы определяются теологическими основаниями.
В книге охватывается период с XIX вока по первую четверть XX века, то есть с момента основания Алтайской духовной миссии (1830 год) до упразднения всех ее структурных подразделений – станов, храмов, школ, приютов – в 1919 году Дальнейшая история миссионерских структур была связана с преобразованием их в приходские и переходом на самофинансирование. В тексте монографии рассмотрены церковные строения миссионерского происхождения, расположенные в границах нескольких субъектов Российской Федерации (в современном административном делении): Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области и Республики Хакасия, что в дореволюционном территориальном делении соответствует Алтайскому и Кузнецкому округам Томской губернии, Таштыпскому уезду Енисейской губернии. Таков был охват деятельности Алтайской духовной миссии к началу XX века.
В книге воссоздана целостная панорама церковного зодчества на Алтае и сопредельных территориях в контексте миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в начале XIX – XX веков.