Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Известный театровед подводит итоги минувшего сезона

– Организм уже умер, но его еще нужно держать на аппаратах. Уже живое и еще не мертвое. Не было ни одной интересной актерской работы; многие постановки просто шокировали и возбуждали профессиональный протест: отстранить режиссера от должности, запретить ему ставить спектакли. Это само по себе неверно, но возникает от беспомощности повлиять на что-то, – театровед Елена Кожевникова делится мнением о том, каким был завершившийся сезон.

"Праздники детства": профессионально и... фальшиво?
"Праздники детства": профессионально и... фальшиво?
Анна Зайкова

Краевой театр драмы

– По количеству спектаклей все, кажется, нормально: "Папа в паутине", водевиль, "Женитьба", спектакль по Шукшину. По поводу водевиля все понятно – сырая ученическая работа режиссера Балакина. "Папа в паутине" повторяет "Слишком женатого таксиста", и он был бы просто невыносим как вторая серия, если бы не Антон Кирков и Лена Кегелева, благодаря которым спектакль можно хотя бы раз посмотреть без раздражения.

"Женитьба" – большая трагедия, честно говоря. Что-то так всех жалко: и себя, и театр, и Гоголя. Когда Лапиков ставил здесь Гамлета, было уже понятно, что этого режиссера не надо приглашать, потому что он всегда снижает смысл драматургии и пробуждает в актерах желание похалтурить. "Женитьба" получилась откровеннее, наглее, пошлее, хуже "Гамлета". Она разрушает смысл произведения напрочь. Что-то из сознания этим спектаклем вырезается настолько, что невозможно соотнести с Гоголем.

Шукшинский спектакль интереснее. Шибаев намного ближе к профессии, чем Лапиков. Первое действие проводится в откровенно игровом ключе – репетиция народного театра, единственное светлое место в жизни села. Мне нравятся находки актеров, и эта драматическая точка: фигура человека с экскаватором, который рушит церковь, – игра в жизнь сталкивается с жизнью.

Первое действие закончилось – я подумала: сейчас начнется. Не началось, распалось. Такой бытовой театр – посидеть, поговорить, поплакать… И все. Сейчас в театре репетируется "Бидерман и поджигатели" Макса Фриша. Мне очень симпатичен выбор, пьеса актуальна до боли. С режиссером я не знакома (Семен Александровский. – Ред.), я только видела его, и он производит самое замечательное впечатление – умное, молодое и очень, по-моему, ответственное лицо. Если режиссер справится с темой и если актеры не будут сопротивляться… В общем, если на что-то и надеюсь, то на режиссера по имени Семен и драматурга по фамилии Фриш.

Молодежный театр Алтая

– "Праздники детства". Спектакль произвел впечатление ученического, очень робкого, порой неумелого режиссерского высказывания. Я не смогла угадать, что важно для Марата Свободного в истории, которая была рассказана на сцене. Он-то, я думаю, знает, но его знание должно было воплотиться в актерской игре. Вроде все профессионально: говорят, слушают… Изображаю-ут... Что твои народные артисты. Бороду прилепили деду. Галя Чумакова – такая колхозница-крестьянка, но куда деть ее интеллигентность и зачем ее куда-то девать? Что, человек не может быть интеллигентным крестьянином?

Этот спектакль показался мне фальшивым по интонации. Нас убеждают, что это хорошо: тот похвалил, этот. Золотухин хорошо отозвался… Я, театровед, критик, отзываюсь об этом спектакле как об очень-очень среднем по художественным достоинствам.

"Боль о деревянном человечке": театр имеет право взять и прыгнуть в авангард, и это бывает очень хорошо. Молодая режиссерша, по-моему, очень интересно замыслила историю, но внятно рассказать ее людям, которым семь – девять лет, не смогла. У нее оригинальное видение пространства, развитое эстетическое чутье… Но я смотрела спектакль с детьми, и одна девочка сказала: "О, а вот эта с ирокезом – это Мальвина". Я думаю: как она поняла-то?

По исходному материалу это история для маленького зрителя. Их Мальвина еще в локонах, и слава богу. Сюзанна дает информацию, которая не может быть воспринята в зрительном зале, поэтому возникает очень большое недоумение. Наверное, "Боль о деревянном человечке" надо было ставить на вечернего зрителя, но в ТЮЗе его нет. Связь зритель – театр нарушена в ТЮЗе, там огромная яма, там вообще невозможно смотреть спектакли. Ну, Митя (с театром сотрудничает Дмитрий Егоров, питерский режиссер. – Ред.) Да, Митя. А дальше – что? "Прекрасное далеко" – не каждодневная жизнь ТЮЗа.

Театр музыкальной комедии

– Я ничего не могу сказать. Я понимаю, Филимонов (почти двадцать лет театром руководил режиссер Владимир Филимонов. – Ред.) не мог бы создать современный театр, но скидывать со счетов образованного человека... Я против директорского театра у нас в городе. Директорский театр – это погибель. Музкомедия оказалась "на новенького". Вот мало кукол, мало ТЮЗа, мало драмы... Продолжая экспансию разрушения, мы берем человека из вообще другой среды, человека другой культуры, ставим его во главе театра – делайте с ним что хотите. (Роман Ильин – бывший заместитель директора городского Дома культуры. – Ред.) Что из этого будет? Спортивно-оздоровительный комплекс средствами культуры?

Бийский драмтеатр

Если бы Бийск находился в Омской области, какой это был бы звездный театр! Им так не хватает финансовой поддержки, не хватает движения – они даже в Барнаул не могут приехать. Их проблема – замкнутость.

Бийску необходим театр, а театру необходим этот город. У театра и города есть доверие – это как дыхание. У них есть ответственность друг перед дружкой. Ведь 122-й сезон!

Они не хотят, чтобы было плохо, хотят, чтобы было хорошо. Живая энергия радости игры многое компенсирует – и тебе становится радостно. Они красивые на сцене, веселые, азартные. Они не люди заботы – они люди площади, которая будет петь и плясать, несмотря ни на что.

Но и Бийску я не могу дать никакого шанса. Они будут развивать эту свою радость бытия – но до поры до времени. Она должна подкрепляться (обязательно) заботой властей, которая связана и с финансами, и с гастролями. Они преодолели трудности театра, оставшегося без главного режиссера. Но трудность бытия театра в Алтайском крае не преодолена.

Справка

Елена Сергеевна Кожевникова – театровед, театральный критик, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства АлтГАКИ. Театральную ситуацию в Алтайском крае изучает с 70-х годов.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии