Для глаз закоренелых горожан, почти не бывающих за пределами главных улиц и площадей, в архитектурном смысле часовни явят собой нечто новое и необычное. Ведь их авторы опирались на древнерусский канон православного строительства, знакомый лишь прихожанам храмов да специалистам. Квадрат в основании здания, строгая ориентация по сторонам света и крестово-купольный свод со сложным ярусным членением отличают эти аскетичные и компактные сооружения.
Женский образ
Часовня у АлтГТУ строится в ознаменование российского студенческого праздника - Дня святой Татьяны. Такое решение принято Советом вуза, поддержавшим идею студентов о создании университетской часовни. Этот замысел возник в студенческой среде пять лет назад, тогда же Сергеем Поморовым (профессором архитектуры и деканом факультета дизайна и архитектуры АлтГТУ) был сделан проект часовни - точное следование классическому образцу. Первоначальные авангардные решения в проекте со временем полностью уступили место канону, который теперь соблюден "от А до Я".
Что касается купола, то его форма не традиционная луковичная, а более древняя - шлемовидная, напоминающая подвижное пламя свечи. Но, по замыслу автора, часовня должна быть не просто хрестоматией древнерусской архитектуры: "Весь ее строй и пластика - текучая, тонкая и гибкая - соответствуют образу святой, которой посвящена часовня, - рассказывает Сергей Поморов. - "Капризные" кокошники, которыми завершается свод, пилоны, размещенные по углам (напоминающие оборки на юбке), полуовалы над окошечками с лепниной придают часовне девичье изящество. Эти же черты прослеживаются в деталях и декоративном решении. Так, предложение применить расшивку (особую кладку красным кирпичом. - Прим. авт.) заменили на решение строить под штукатурку и покраску белым цветом". Вокруг часовни предполагается сделать площадку, из-за которой она будет смотреться, как на возвышении.
Хоть место для университетской домовой часовни выбрано кулуарное, принадлежащее вузу во всех смыслах, строится она всем миром. Финансирование - полностью за счет спонсоров: завода "АТИ" (генеральный директор - Юрий Шамков) и фирмы "Губернский лекарь" (генеральный директор Андрей Геннадьевич Комяков). Все работы координирует проректор вуза Геннадий Швецов, авторский надзор осуществляет Сергей Поморов.
Скульптурные формы, отличающиеся напряженной линией, высчитанной буквально по миллиметрам, требуют от строителей неспешности и высокой квалификации. Самые сложные работы в данный момент осуществляют двое выпускников университета. Уже установлены решетки на купольную часть, монтируются детали из металла, идет оштукатуривание, покрытие медью кокошников.
Освящена одна из икон будущего иконостаса, написанная Анатолием Фроловым (ранее преподавателем АлтГТУ), а рамка сложной конструкции изготовлена для нее бийским предпринимателем Владимиром Киргизовым. Купол и крест сделаны из полудрагоценного сплава на Челябинском заводе, а в цехе кафедры литейного производства АлтГТУ отлит и уже опробован колокол. Внутреннюю отделку планируют вести зимой, в уже действующей - освещенной и отапливаемой часовне.
Краснокирпичная Владимирская
Рассмотреть целиком (правда, пока только с улицы) сегодня можно лишь одну из трех новых часовен - на площади им. Баварина, торжественно освященную 28 августа. Ее проект принадлежит Александру Дерингу и имеет историю. Он был сделан шесть лет назад с рабочим названием "Часовня Рождества Христова". Построить ее архитектор предлагал на пересечении Ленинского проспекта и улицы Никитина, где со второй половины XIX века и до 1951 года стояла часовня святого благоверного князя Александра Невского. Проект обсуждался, но реализация его откладывалась.
О работе Деринга вспомнили, когда Городской благотворительный фонд им. Владимира Баварина принял решение увековечить память трагически погибшего мэра Барнаула. Так часовня Александра Деринга получила новое название (Святого равноапостольного князя Владимира) и "переехала" вниз по Ленинскому проспекту, символически открывая его и весь город.
По мнению Александра Федоровича, эта часовня из особым образом обработанного красного кирпича заняла свое место в городском ландшафте. Во-первых, благодаря соседству с краснокирпичным же Знаменским монастырем, а во-вторых, благодаря своему традиционному строю, способному организовать окружающее пространство.
Возводили ее около года. За небольшими изменениями проект был реализован по первоначальному замыслу. "Стилистика часовни - напоминание о древнерусской архитектуре, старых московских храмах, русском Севере, Кижах, и в то же время русском модерне, опирающемся на национальную традицию", - говорит Александр Деринг.
К внутренним отделочным работам и росписи часовни приступят, лишь когда здание даст осадку. Известно, что из московского Храма Христа Спасителя для нее привезен образ святого равноапостольного князя Владимира. Другие иконы будут заказывать в Софрино - крупнейшем центре производства православной церковной утвари.
Беломраморная Александро-Невская
"Когда был осуществлен давний проект, мы вновь вернулись к идее установить часовню на перекрестке Ленина-Никитина, - говорит Александр Деринг. - Проект Александро-Невской часовни - не абсолютная копия построенной в XIX веке, но очень близко напоминает оригинал".
Созданию проекта предшествовала работа по сбору старинных фотографий, исторических документов и устных свидетельств старожилов Георгием Крейдуном, священником и краеведом. Некогда построенная на пожертвования горожан, сегодня эта часовня поднимается по инициативе и при поддержке Юрия Нижегородцева (фирма "Юнифрам").
Чтобы повторить внешний облик разрушенной часовни, для облицовки используют белый мрамор (как и кирпич для Владимирской часовни, он точится под руководством известного барнаульского мастера Александра Черныша) и цветную кровлю. Раскрашенная в "шашечку" кровля была вообще характерной для тогдашнего Барнаула.
Расположение Александро-Невской часовни ближе к перекрестку должно усилить ансамбль образовавшейся площади. Сквер и пешеходную зону в этом месте придется расширить, так как поток людей с открытием часовни увеличится.
* * *
Появление в городе сразу нескольких часовен может быть понято как новая тенденция. Но сами архитекторы к такого рода заключениям относятся скептически: проекты часовен были задуманы в разное время. Однако целесобразность ни одного их них не вызвала у градостроительного совета сомнений. Значит, все-таки назрело, и есть в этом определенная примета времени, когда маленькие безалтарные храмы ставят рядом со стадионом, вузом, аптекой... В новых часовнях будут проходить праздничные молебны и остановки во время Крестных ходов. А в Татьянинской часовне студенты даже собираются венчаться.