Эскиз тряпичного актёра
Рождение куклы происходит на рабочем столе главного художника во время наброска эскизов будущих героев. Внешний вид новой куклы корректируется на художественном совете.
– Весь творческий коллектив театра решает, как должен выглядеть герой, какой у него будет костюм, какой характер, – рассказывает артист-кукловод Лидия Павлова. – Каждый может предложить что-то изменить на своё усмотрение.
По словам Ольги Косенковой, заведующей бутафорским цехом "Сказки", на создание героя спектакля отводится три месяца. Бывает, что в постановке задействованы 30 героев, и бутафоры работают над несколькими куклами одновременно. Иногда для персонажей делают дубли, ведь во время представления нет возможности, например, переодевать Золушку из шикарного платья в лохмотья и менять причёску.
Вдохнуть жизнь
Оживает кукла в руках бутафоров. По признанию Ольги, весь цех в обязательном порядке разговаривает со своими творениями.
– А как? В них же необходимо вдохнуть жизнь, – улыбается девушка. – Если героиня по сценарию капризна, с ней и надо разговаривать как с капризулей. А если это добрый герой, то с куклой разговаривают ласково, любя. Хотя мы всех своих кукол очень любим.
В то, что кукла может ожить, Ольга верит с детства. Её вера укрепилась, когда девушка, будучи ребёнком, посмотрела фильм про кукол, которые оживали и убивали людей.
– Днём я продолжала играть со своими любимцами, как и прежде, но вечером собирала их в коробки и запихивала под кровать, чтобы они не смогли выбраться, – смеётся бутафор. – Очень впечатлил меня тот фильм.
Воспитание характера
В мире кукол всё точно так же, как и у нас. Их характер узнать легко, нужно просто взглянуть в лица персонажей. У доброго героя глаза большие и светлые, у куклы-вредины обязательно вздёрнут носик.
Не обходится создание образа без курьёзов. В "Золушке" один из героев оказался очень похож на… премьера Путина! Бутафорам пришлось экстренно перекрашивать блондина в жгучего брюнета. Но даже после этого сходство осталось.
Прототипом для сказочного принца из той же постановки стал известный певец Александр Рыбак.
Общение с куклами продолжают артисты. По словам Лидии Ивановны, у героев постановок обязательно есть душа.
– Всё происходит, как у людей: знакомимся, притираемся, осваиваемся… Сначала кукла может показывать свой характер, не слушаться кукловода и двигаться на своё усмотрение. Но мы должны вести их, чтобы на сцене всё шло правильно, по задумке режиссёра.
Высший пилотаж, по словам актрисы, это когда в конце спектакля труппа выходит на поклон и ребятня удивлённо говорит: "Они не живые?".
– Зритель до последнего верит, что куклы на сцене действительно сами двигаются, сами разговаривают. И наша задача как раз сделать так, чтобы дети верили в эту магию, – улыбается Лидия Ивановна.
Тяжёлая работа
Самое страшное, что может случиться с куклой, – это поломка на сцене прямо во время спектакля. Были случаи, когда у подопечных кукловодов отпадала голова или кисть.
– Для нас это ЧП! Детей не проведёшь, останавливать показ никак нельзя. Поэтому тут же её чинят. Но такое происходит крайне редко, у меня, например, вообще ни разу не случалось. Ведь перед спектаклем кукол осматривает реквизитор, – говорит Лидия Павлова.
– Куклы делаются очень прочными, – продолжает Ольга Косенкова. – Голова выполняется в технике папье-маше, по прочности можно сравнить с деревом, поэтому здесь, как правило, реставрация заканчивается подкраской. Самая уязвимая часть куклы – туловище, оно делается из поролона. Но заменить его не сложно.
Сохранность куклы зависит и от кукловода. Ольга поделилась, что в театре есть очень темпераментные актёры, которые буквально выжимают из своих кукол все соки на сцене. Их подопечных приходится "лечить" чаще.
Возвращение к зрителям
Когда кукла отыгрывает последний спектакль, её дарят другим кукольным театрам, распределяют на склад или вывешивают на стене в холле. Здесь у малышни есть возможность уже ближе познакомиться с ней, рассмотреть, потрогать.
– Если спектакль уже отслужил своё, изжил себя, то кукол не жалко, – говорит Лидия Ивановна. – А если он снят из-за того, что не пошёл у зрителя, тут, конечно, другие чувства испытываешь. Но что делать, такова наша жизнь.
Но даже если герою не посчастливилось продолжать радовать маленьких зрителей в холле и он попал в ящик, для него ещё не всё потеряно.
– Когда у нас готовится сборный концерт, то некоторых из них достают для участия. Так что они лежат на складе и ждут своего звёздного часа, ведь у каждой есть шанс ещё раз выйти на нашу сцену, – улыбается Ольга.
Мнение
В последние несколько лет куклы стали очень популярны. В прошлом году в Барнауле прошло несколько выставок авторской куклы, в художественном музее начал работу цикл мастер-классов по их изготовлению. Театры кукол всё чаще зовут на детские праздники, постоянно растёт спрос на интерьерные куклы.
Художник Ольга Будаева, занимающаяся изготовлением кукол и постановками театра "Бардачок", уверена, что это веяние моды.
– Спрос повысился не только на них, а вообще на вещи ручной работы. Считаю, что это временный фактор, который обусловлен модой. Думаю, театр кукол стал актуален после того, как стала популярна декоративная кукла. Хотя у театральной более обобщённый образ, а декоративные создаются более характерными, и это в большей степени отражение переживаний художника. Со временем интерес пойдёт на спад, и это нормально, – рассуждает Ольга.
– Часто сталкиваемся с тем, что на выступления приводят малышей, а после показа подходят родители и спрашивают, зачем в детском спектакле такие диалоги и рассмотрение таких тем, – говорит художница. – То есть сейчас у людей есть чёткое мнение: если театр с куклами, значит, он для детей. Малыши реагируют на движение, на пластику актёров, а в "Петрушке" важен текст.
Два года назад в художественном музее начали проводить вертепные представления. Татьяна Боровцова, заведующая отделом традиционной культуры Алтая, говорит, что кукла становится актуальной из-за того, что есть потребность воплощения своей фантазии, это способ побывать в сказке, которой всё меньше в нашей жизни.
Тенденции
Галина Шнайдер, директор "Сказки", не согласна с распространённым мнением о том, что театру кукол легче организовать спектакль и собрать зрителя.
– На самом деле это не так. Нам приходится работать в два раза сложнее. Ведь мы обязательно должны порадовать детей и при этом заинтересовать взрослых, поскольку, если родителям не понравилось название или выбор постановки, они не приведут на неё детей. А это для ребят необходимо.
Директор театра кукол заметила, что за последние несколько лет театральный зритель помолодел. Случается, что на спектакли приходят мамочки, у которых на руках малыш с пустышкой во рту.
– Театральный деятель Сергей Образцов говорил, что в театр можно водить с четырёх лет, а сейчас запросто трёхлетний ребёнок усваивает происходящее. На днях разговаривала с директором театра кукол в Кемерове. У них открылся зал для "ползунковых" детей. Часто у родителей двое детей, и такая форма работы очень удобна. Пока старший увлечён действием на сцене, мама с малышом смотрят совсем другое представление в отдельном помещении. Там тоже есть актёры, сценарий, действие. Общение с ними проходит в форме праздника, игры. Сейчас же дети быстрее развиваются. Поэтому такие "ползунковые" залы актуальны. Знаю, что они уже есть в Омске, открыли такой зал в Томске.
– Думаю, театры кукол ждёт светлое будущее. Несмотря на то, что когда-то посещаемость театров будет расти, когда-то держаться на одном уровне, а когда-то, увы, практически сходить на нет, зритель обязательно найдётся.
Справка
75 спектаклей прошло в "Сказке" с 20 декабря по 10 января. Этот период традиционно является самым посещаемым, и актёры играют по четыре-пять постановок в день. В этом году новогоднюю кукольную программу посетили 15 тысяч маленьких барнаульцев.