Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Как создавалась крупнейшая в России коллекция музыкальных инструментов

Он не учился на архитектора, но получил Государственную премию СССР за строительство туристского комплекса в Суздале. Не имеет музыкального образования, но собрал самую большую в России частную коллекцию музыкальных инструментов народов мира. В списках его дарителей – академики Дмитрий Лихачев и Евгений Чазов, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и видные партийные деятели советской эпохи. В конце декабря коллекционер, музыковед, строитель, фотохудожник Валерий Брунцев побывал в Барнауле – городе своего детства.

– В 1941-м, на второй день войны, нас с мамой эвакуировали с Дальнего Востока, где мы жили (отец был военным). До Барнаула добирались тридцать пять суток – отовсюду шли военные грузы, и наш поезд неделями стоял на станции, где ни пищи, ни воды-то не было, – рассказывает Валерий Брунцев. – Поселились у маминых родителей на Пролетарской, в девятиметровой комнате с выходом в холодные сени – дверь зимой занавешивали ковриками. Жили вчетвером. Здесь прошло мое детство – с двухлетнего возраста до окончания школы. После войны по нашей улице ходили пленные японцы – мы всегда ждали, когда их строем поведут на работу в сторону элеватора, кричали им "Банзай!" – угощали их, а они улыбались, пытались погладить по голове. Машин было очень мало, мы все свободное время играли в футбол, зимой катались с горок по Некрасовскому переулку. Я учился в школе № 1 на Ленинском, напротив горисполкома. Рядом в кинотеатре "Родина" с утра и до поздней ночи шли "Кубанские казаки", "Тарзан", "Бродяга" – попасть туда было трудно. Мой Барнаул – город от Старого рынка до Октябрьской площади, небольшой, уютный, в основном деревянный... В этом городе и состоялась моя встреча с музыкой.

Полтысячи дарителей

– Это произошло совершенно случайно, – вспоминает Брунцев. – Как-то в школе после уроков, еще в 7-м классе, пионервожатая спросила: "Мальчики, кто хочет в струнный кружок ходить?" У одного из моих дядей была балалайка, я и подумал: "Инструмент есть, буду учиться". Так мы, человек тридцать, пришли в клуб при МВД – кого на пикколко посадили, кого – на контрабас. Мне достался пульт четырехструнной альтовой домры. Это был 1953 год. Нас потом с увертюрой к опере Бизе "Кармен" даже в Москву приглашали. Вот и все мое музыкальное образование – ни музыкальной школы, ни училища я так и не окончил. Зато когда учился в Новосибирске на инженера-строителя по мостам и тоннелям, играл в любительском духовом оркестре на гобое, потом на факультете создал эстрадный квартет – сам солировал на мандолине. Играл и в армии, со временем прилично освоил гитару, варган, занимался на английской концертине, цитре...

Сегодня житель Петербурга Валерий Брунцев – обладатель уникальной коллекции: в его собрании свыше 1 700 инструментов 150 народов из 102 стран мира. Здесь и привычные нам балалайки и гармоники – самые маленькие размером с ладошку, и диковинные индийские пунги – флейты для заклинания змей, китайские эрху и африканские санзы.

– А вот флейта Николая Рериха, обещанная мне его сыном Святославом, ко мне так и не попала, виноват сам, – говорит Валерий Брунцев. – Для коллекционеров такие ошибки непростительны! Занят был, несколько раз откладывал к нему визит в гостиницу, когда он был в Москве. А в назначенный день встречи убили Индиру Ганди, и Святослав Николаевич ранним утром вылетел в Дели, на похороны друга. Эта коллекция собиралась с помощью друзей – у меня полтысячи дарителей. Иногда получалось очень интересно: как-то раз звонит приятель, несколько лет назад переехавший в Америку, говорит, что теща должна лететь к ним, а билеты внезапно подорожали, денег не хватает. Просит срочно найти 400 долларов. Я привожу недостающую сумму, а он в благодарность диктует адрес: "Поедешь, заберешь девятна­дцать гитар".

Пополняли коллекцию и известные артисты, госслужащие, привозившие музыкальные инструменты из зарубежных командировок. С этими людьми коллекционера сводила профессия.

– Главным делом моей жизни стало строительство, – говорит Брунцев. – Я был одним из руководителей создания знаменитого туристского центра в Суздале в 70-х. Здесь-то и пригодилось мне умение наводить мосты – мосты доверия и взаимопонимания. Все вопросы в министерствах и ведомствах решались быстро: за счет дружеских отношений уже через два часа выходил из кабинетов с подписями. Поэтому в Суздале были такие материалы, каких никто в то время не видел. На потолках – панели из лиственницы, травертин, в холле – дубовые кессоны с хрустальными светильниками. И в итоге – Госпремия СССР за строительство уникального комплекса. Потом были санатории четвертого управления Минздрава СССР "Решма", "Белые ночи" – попасть туда хотели многие, а я старался помочь всегда.

Наследие Бауера

Но настоящий конек Валерия Брунцева – его исследования о цитре, инструменте, известном еще со времен римского императора Нерона. В конце XVII века этот инструмент, напоминающий по звучанию дуэт арфы и гитары, был распространен в западноевропейских странах – Австрии и Баварии, а с середины XIX века – в США и России.

– В XIX веке после окончания Венской консерватории в Россию приехал виртуозный исполнитель на цитре Франц Бауер,– рассказывает цитровед Брунцев. – Он был придворным музыкантом, послужил у трех императоров – Николая I, Александра II и Александра III, воспитал плеяду русских цитристов. С 1881 по 1914 год он выпускал в Москве журнал "Русский цитрист". Пятнадцать лет назад я случайно узнал о том, что в Москве жива последняя российская исполнительница на цитре Нина Константиновна Зверкина. Я искал ее два года, и не напрасно: те сведения о цитре, адреса, которые она мне сообщила, оказались бесценны. Сейчас я собираю материал для монографии "Цитра в России", уже вышли труды моих зарубежных коллег по четырем странам – цитра в Чехии, Швейцарии, США, Германии.

Несколько лет назад коллекция 160 цитр Валерия Брунцева была номинирована на рекорд Гиннесса. Однако оргкомитет конкурса в Лондоне отклонил заявку российского коллекционера из-за отсутствия конкурентов, способных побить рекорд.

– В моей коллекции есть экземпляры и с четырьмя, и с девяносто двумя струнами – всего одиннадцать разновидностей цитр, но это еще не все. Концертная цитра – самый сложный в мире инструмент в плане освоения, я считаю. Но есть варианты упрощенные, народные – кнопку нажал, провел по струнам – вот и аккорд. К сожалению, после Первой мировой войны цитра в нашей стране фактически исчезла, так как играли на ней в основном немцы.

Что еще известно о Валерии Брунцеве

Иллюстрированный каталог коллекции Валерия Брунцева "Музыкальные инструменты народов мира" выпущен издательством "Петрополис" в 2011 году. Электронная версия издания доступна в Интернете.

Фотография – одно из увлечений нашего земляка. Среди работ Валерия Брунцева – портреты театрального режиссера Натальи Сац, писателя Даниила Гранина, академика Дмитрия Лихачева, художника Святослава Рериха и другие.

1 720 музыкальных инструментов народов мира собраны Валерием Брунцевым за 1974–2012 годы. 116 из них переданы в музеи и частные коллекции.

Справка

Валерий Брунцев родился 19 июня 1939 года на Дальнем Востоке. Сын ст. офицера связи командования штаба 4-й гвардейской армии майора Александра Брунцева, погибшего в 1945 году в Венгрии. Почетный строитель России, член Союза архитекторов России, реставратор, фотохудожник, музыковед, коллекционер музыкальных инструментов, общественный деятель. Лауреат государственной премии СССР, лауреат международной премии им. Н. К. Рериха, член Российского национального комитета по музыке (ЮНЕСКО).

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии