Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Какой будет новая история театра драмы?

Роман Феодори (Ильин), режиссер из Петербурга, недавно стал новым главрежем краевого театра драмы. В интервью Роман объясняет, почему слова "высоконравственный" и "высокохудожественный" для него – табу, и обещает поставить спектакль без единого слова вымысла.

Признак провинциальности

– Мне звонят из Питера, спрашивают, как Барнаул? – рассказывает Роман. – Говорю, не знаю, я туда пока не хожу. Нет, правда: я только в театре бываю и дома. Очень хочется узнать город лучше. Понятно, чем живу я и мои артисты. А чем живут люди не из театра? Какие у них проблемы? Что их волнует? Вот это теперь интересно.

По первым спектаклям у меня сложилось ощущение, что барнаульский зритель себя немного недооценивает. Он зачастую приходит в театр, ожидая увидеть здесь либо какую-то грязь (знаете, такую правду жизни жестокую), либо, напротив, что-то тягомотное, унылое. Поэтому нормальный юмор пока не проходит. Я наблюдал: люди даже смеются, прикрыв рот. Наверное, так происходит из-за того, что они пришли в очень серьезное место, такое, как храм или библиотека.

Я отказываюсь от нравственной и моральной истории в театре. Мы – скоморохи. Мы можем лишь поделиться своими мыслями, поставить вопрос. Но учить зрителей, как надо поступать, мы не будем. Поэтому сами слова "высоконравственный", "высокохудожественный" для меня – табу. Вообще, любая дидактика в вопросах творчества (мы немножечко вы­ше, поэтому сейчас вас поучим) – это признак провинциальности, скудоумия и высокомерия.

С Володей (Владимир Золотарь, бывший главреж театра. – Авт.) мы учились у одного мастера, правда, на разных курсах. Я его хорошо знаю и могу сказать, что он – интеллигентный петербургский человек, совершенно неспособный на высокомерие. Он может серьезно поговорить о чем-то. Может поделиться своими мыслями. И все это тоже очень далеко от нравоучений.

Теркин и Отелло

– Я ставил спектакли не только в России, но и за рубежом. Говорить о самых удачных работах, пожалуй, нескромно. Впрочем, могу рассказать такую историю. Однажды нашу постановочную группу пригласили поставить спектакль о войне. Мы предложили классную идею, где затрагивали очень острую тему, но директор театра побоялся ее воплотить. В результате мы поехали ставить "Василия Теркина". Был шок и у меня, и у хореографа, и у художника. Просто не знали, что делать с этими частушками? Однако получилась довольно неплохая, на мой взгляд, история. Текст Твардовского неожиданно для меня самого проявился через сюрреалистичный какой-то театр. Мы работали в эксперименте от начала до конца. Мне кажется, теперь это один из самых необычных, колоритных и ярких спектаклей.

Сейчас мы работаем вместе с Максимом Астафьевым, барнаульским режиссером, над спектаклем "Отелло". Точнее, ставит спектакль он, а я выступаю своего рода гарантом. Ближе к сдаче посмотрю и помогу, если это будет нужно. Но, по-моему, у Максима и без меня там все получится. Со мной так в свое время работал Тростянецкий (Роман Феодори окончил курс режиссера Геннадия Тростянецкого. – Авт.). Он направил меня делать эскиз спектакля в Орел, потом приехал и включился на определенном этапе.

Сергей Медный,
директор краевого театра драмы имени В.М.Шукшина:

Роман будет ставить один спектакль в сезон. В остальное время будут работать приглашенные режиссеры. Театра Романа Феодори не будет. Потому что наш театр уже побыл театром одного режиссера Золотаря. Больше нам такого не надо.

Когда заговорит улица?

– Я всегда открыт для экспериментов. Приятно, что актеры тоже. Труппа здесь очень хорошая, работоспособная и соскучившаяся по работе. На будущее у нас большие планы. После выпуска спектакля Романа Григорьевича (Роман Виктюк должен поставить в театре спектакль "До свиданья, мальчики". – Авт.) очень интересный режиссер (пока не буду называть его фамилию) приедет ставить к нам спектакль по Шукшину "А поутру они проснулись". Одновременно мы с актерами начнем работать над постановкой "Мамаша Кураж и ее дети" по Бертольду Брехту. 

Нам нужно искать новую историю в театре. Безусловно, на сцене должна идти интересно решенная классика. Но также, на мой взгляд, театру пора обратить внимание на то, что происходит вокруг, а потом вместе со зрителями попытаться подумать, почему все именно так. Мы хотим, чтобы у нас со сцены зазвучали живые монологи людей с улицы, наших современников. Я не знаю, чем это закончится. Может быть, скандалом. Не всегда же нам приятно видеть себя со стороны…

Летом с артистами планируем поехать в алтайскую деревню. Там будем общаться с людьми, слушать и записывать их истории. Вместе с нами будут работать известные столичные драматурги во главе с Михаилом Угаровым, художественным руководителем "Театра.doc" и основателем движения "Новая драма". Потом на основе "живого материала" специально для нашего театра будет написана пьеса без единого слова вымысла. Спектакль планируем выпустить в 2011 году. В такой форме театр еще никогда не работал, но это очень интересная техника, где реальный человек со своей историей и душой откроет перед нами такие темы, каких сидя за письменным столом не придумаешь.

Справка

Роман Феодори (Ильин) окончил режиссерское отделение Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Поставил более 25спектаклей в России и за рубежом. Является постоянным участником  фестивалей современной драматургии. На сцене краевого театра драмы Роман поставил два спектакля: "Слуга и господин" и "Сон в летнюю ночь".

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии