На месте Омска мог быть Барнаул
"Актерство было бродячим изначально. Нам нужны поездки, новый зритель. В годы реформ театры перестали выезжать на гастроли. Вот мы и придумали выездной фестиваль, и его символ - колесо", - рассказывает продюсер фестиваля директор новосибирского театра "Красный факел" Александр Кулябин - Колесо катится, обтачивается, принимает несколько другую форму, совершенствуется".
Организаторы фестиваля говорят, что поначалу стать театральной столицей Сибири-2003 предлагалось столице Алтая. Но краевая администрация отказалась от этого предложения. Председатель комитета по культуре и туризму Анатолий Ломакин утверждает, что разговоров на официальном уровне на эту тему с ним никто не вел. Губернатор же Омской области Леонид Полежаев, которому за поддержку театрального искусства уже присвоили звание лауреата "Золотой маски", выступил с инициативой провести "Сибирский транзит" в Омске. Такой поступок обошелся омской казне в три миллиона рублей.
Полпред президента влюбился в "Рогоносца"
Омск пестрел афишами, растяжками и яркими футболками, которые носили участники фестиваля (всего на мероприятие собралось более 700 человек - актеры, критики, журналисты). Особенно много ярких пятен было у театра драмы, ставшего основной площадкой фестиваля. В день официального открытия, 23 мая, там было не протолкнуться. Легковые авто, машины милиции и "скорой помощи" - в драму прибыли полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский и губернатор Омской области Леонид Полежаев. Фестиваль открывал алтайский театр драмы. Показывали "Великодушного рогоносца". Сцена омской "драмы" оказалась ровно вдвое меньше барнаульской, и огромные сложные декорации устанавливали накануне до восьми часов утра. У исполнителя главной роли Дмитрия Мальцева сел голос, во время спектакля он едва не сломал декорации. Ружье не желало стрелять, ломались сигары... "Такого количества накладок не было никогда. Но это был 13-й спектакль, на чужой маленькой сцене. Хотя профессионалы всегда должны подходить к гастролям в форме. Не доросли. Обидно", - переживал после спектакля режиссер Владимир Золотарь.
Леонид Драчевский признался корреспонденту "СК", что посмотрел "Рогоносца" на едином дыхании. "Такое впечатление, что и весь зал смотрел на едином дыхании. В Барнауле настоящий профеcсиональный театр". Многим другим зрителям и критикам спектакль показался слишком длинным. "Золотарю и Головко (художник спектакля) надо учиться отказываться от придуманного. В "Рогоносце" столько всего, что хватит на три спектакля. Слишком много трюков, и хорошо бы его сократить на полчаса", - советует Марина Дмитриевская.
Провинция - понятие не географическое
Молодежному театру Алтая, который показывал свои "Журавлиные перья" днем 23 мая в омском ТЮЗе, сцена, напротив, оказалась слишком большой. Спектакль тем не менее отыграли достойно. Критики затем говорили о великолепной игре Ларисы Корневой. Кстати, "Журавлиные перья", равно как и последняя постановка МТА, пьеса "На дне", - результат прошлого фестиваля "Сибирский транзит". "Фестиваль - это своеобразный кастинг, возможность установить контакты. В прошлом году мы познакомились с режиссерами Александром Ооржаком и Алексеем Песеговым, и они поставили у нас прекрасные пьесы", - говорит директор МТА Татьяна Козицина.
"Главное достоинство фестиваля в том, что он создает единое театральное пространство. Провинциализм - это ведь не географическое понятие, это эстетический вакуум. Как только театр замыкается на себе, становится самодостаточным - он задыхается. Театр должен видеть себя в общем театральном контексте и осознать уровень своих работ. "Сибтранзит" пытается создать этот контекст", - считает Марина Дмитриевская. Актеры говорят, что на "Сибирском транзите" важно не то, как проходят спектакли, общение и узнавание чего-то нового, обмен опытом, который затем позволяет по-новому радовать своего зрителя.
Томск ждет
Некоторые руководители театров и критики были в шоке, говорили, что на фестивале слишком много спектаклей с обнаженкой ("Великодушный рогоносец", Барнаул; "Маркиза де Сад", Новосибирск и пр.), матом ("Кислород", показанный гостем фестиваля - "Театром. doc" из Москвы), имитацией половых актов на сцене ("Дон-Кихот", Томск и пр.). "Сейчас у нас просто другой зритель. Ему не нужно решение абстрактных вопросов бытия, он ждет ответов на простые человеческие вопросы. Да, сегодня мы много работаем на отыгрывание зрительских массовых ожиданий. Но другого выхода пока не вижу", - заметил научный руководитель Высшей школы деятелей искусства профессор РАТИ Геннадий Дадамян.
В октябре алтайским театрам предстоит принять участие в других фестивалях: МТА поедет в Магнитогорск на "Театр без границ", а "драма" - в Екатеринбург на "Реальный театр". В новом сезоне наш художник Олег Головко поможет омичам поставить "Как важно быть серьезным" по Уайльду, а Владимир Золотарь поставит в Омске одну из пьес барнаульского драматурга Александра Строганова.
Следующий "Сибирский транзит" пройдет в Томске.
Справка "СК"
Это уже третий "Сибтранзит". До этого фестиваль проходил в Новосибирске и Иркутске. В Омске выступили театры Улан-Удэ, Новосибирска, Норильска, Томска, Минусинска, Иркутска, Омска, Барнаула и Новокузнецка. В программу входили произведения родной классики (Ф. Достоевский, Н. Гоголь и др.), зарубежных авторов (П. Шеффер, Ф. Кроммелинк и др.).
***
Первую награду имени Веры Редлих вручили Лаврентию Сорокину и Сергею Ребрию (Норильский заполярный театр драмы за спектакль "Школа с театральным уклоном" по Липскерову. Вторая досталась артисту нашей "драмы" Дмитрию Мальцеву, а третью получил артист Омского театра драмы Владимир Майзингер (за главную роль в спектакле "Брат Чичиков" Н. Садур).
Норильчане получили еще и премию омского губернатора, а премию СТД Омска присудили заслуженной артистке России Валерии Прокоп за роль Коробочки в спектакле "Брат Чичиков" Н. Садур (Омский театр драмы).
Гран-при прямо перед закрытием фестиваля почему-то переименовали в премию "За художественный поиск" и... разделили на два театра. Награды получили спектакль "Женитьба" (Омский камерный Пятый театр, режиссер Анатолий Праудин, художники Марат Китаев и Михаил Платонов) и постановка "Великодушный рогоносец" (Алтайский Краевой театр драмы им. В. Шукшина, режиссер Владимир Золотарь и художник Олег Головко).
Сразу три награды - за актерский дебют, режиссуру и световое решение - получил спектакль Минусинского драматического театра "Наваждение Катерины". Его поставил Алексей Песегов (в алтайском Молодежном он руководил постановкой "На дне", а в следующем сезоне его пригласили в алтайскую "драму").