Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Каждому дню - своя забота. Правила жизни Валерия Золотухина

Думать, что все зависит только от тебя, по достоинству оценивать время, в котором живешь, честно выполнять свои человеческие обязанности и "пить по таланту" - не позволять амбициям опережать возможности - вот вам сокращенный вариант философии знаменитого артиста, которой он поделился на прошлой неделе с "СК" перед спектаклем "Ревизор" (Молодежный театр), где сыграл городничего.

1. Надо думать, что все зависит от тебя

- Все заложено в характере, который дается от Бога и мамы с папой. Характер и воспитание. Но какое воспитание в деревне? Оно и сейчас там такое же.

Скорее, можно судить по результату. Не гневи Бога, что называется. Раз ты известный, в 66 лет еще востребован как профессионал, и жаловаться тебе грех, значит, на 90 процентов ты обязан этим своей Родине. Тому, с чего ты начался, с чего произошел. Но это – когда есть какой-то результат. А когда ты ничего не достиг, Родина тут ни при чем.

Всегда можно найти внешние причины, чтобы оправдать свою депрессию, бессилие, дурное настроение.

Конечно, не все зависит от человека, но человеку надо думать, что все зависит только от него. Надо думать так, иначе не будет топлива для дальнейшего движения, для роста.

И если обстоятельства повернулись к тебе задом, надо найти в себе силы, чтобы развернуть их к тебе лицом. Спасение утопающих - в руках утопающих.

2. Мы недооцениваем время, в котором живем

- Что до "Завещания Ленина"*… Мы недооцениваем время, в котором живем. Я часто слышу жалобы на время от людей своего возраста и старше. Конечно, мы попали в ситуацию не совсем благодатную. Положение пенсионеров при советской власти было лучше. Но это не значит, что…

Молодежь не знает ведь, как было в наше время. И в каком-то высшем смысле не должна знать. То есть историю, конечно, должна - я это по поводу Шаламова, - но не вот это: "Вот в наше время, вот мы..." Они живут сейчас, и счастье их должно состояться сегодня, и они в сегодняшнем дне должны себя найти, реализовать и показать.

Я рад, что Шаламов был показан в таком объеме и в таком качественном фильме. Важен сам по себе факт появления Шаламова на экране. Конечно, был Солженицын и есть Солженицын, но это икона. Настоящие лагерные рассказы, настоящая страшная тема зоны - это конечно Варлам Тихонович Шаламов. Его личная судьба… Такой гигант, поэт, писатель, он выстоял, не был сломлен… Само обращение к этому материалу и то, как был сделан фильм Досталя, - огромное событие в нашем искусстве.

И мне очень нравятся актеры, которые играли и молодого, и зрелого Шаламова. Ну а себя что ж мне оценивать…

Для меня это просто подарок судьбы, возможность посмотреть Досталю в глаза, увидеть, как мы оба постарели. С Николаем Николаевичем в 85-м году мы делали фильм "Человек с аккордеоном". И мне просто радостно было еще раз встретиться с ним.

3. Честное выполнение человеческих обязанностей

- Есть мелочи, которые как бы не имеют никакого значения, но на самом деле тебя "держат", мобилизуют именно они. Я не буду говорить о детях и внуках, хотя это главное. Но вот есть задача сделать спектакль. А завтра есть свое дело, а там свое... Часы образуют сутки, сутки образуют год, в результате образуется твоя жизнь.

Можно, наверное, громкие слова найти и обозначить, что вот у меня задача там. Но есть евангельская заповедь, и ее тоже надо понять: "Не думай о завтрашнем дне. Каждому дню - своя забота". Вот это "каждому дню - своя забота" и дает возможность жить.

Священник один хорошо сказал: "Покаяние - это ежеминутное, ежесекундное выполнение своих обязанностей". У каждого из нас есть свои обязанности перед близкими, делом, страной в конце концов. И если вот так вот глянуть - это очень точно. Честное выполнение своих человеческих обязанностей. Это, наверное, и дает силу жить.

4. Пить по таланту

- Наши амбиции, наши требования часто сильно опережают наши возможности. Один актер это называл "не по таланту пьешь".

Если в спектакле произошла накладка и актер ищет причину в партнере, - грош ему цена. Даже если партнер виноват, всегда можно все как-то деликатно устранить. Но если думать только: "А, ты плохой"...

В этом смысле надо быть ужасным эгоистом. А эгоизм в чем заключается? Возлюби ближнего, как себя. Но прежде - возлюби себя.

Золотухин про свои барнаульские дела

Про МТА и его директора

- В художественном смысле наш театр - это явление. Во всяком случае, критика отмечает, что это один из лучших театров за Уральским хребтом.

А Козицина (директор МТА. - Прим. ред.) - одна из уникальных организаторов театрального дела, которых я знаю. У всех характеры сложные, у всех какие-то недостатки, но надо смотреть по результату. Все нападки на нее я считаю провокационными действиями, направленными на то, чтобы разрушить наш союз. За этим последует моя отставка, потому что тянуть это без нее я не буду.

С другим директором они бы давно развязались, отобрали бы землю, отобрали бы здание, сделали бы по-своему. А она очень в этом смысле неподкупный человек и в хорошем смысле фанатичный, она очень хочет этот ДК (речь идет о здании ДК БМК на площади Октября. - Прим. ред.) превратить в театр для молодежи и юношества.

Сколько лет я тяну этот хомут… Меня просили быть художественным руководителем театра, потому что рассчитывали, что с моим именем мы добьем строительства театра. С инвесторами и властями мне говорить сподручнее, проще, - и это была главная цель Татьяны Федоровны и тех, кто ее поддерживал.

Ну а все остальное это уже не то что попутно - но… И "смотрение" спектаклей, и наблюдение за художественным уровнем театра теперь тоже входит в мои обязанности.

Про "Ревизор"

- Мне кажется, спектакль состоялся. Он выпускался очень непросто, но выбор Хлестакова - это же явление на театральной сцене России. Здесь, мне кажется, есть удача и режиссера, и актера, и театра.

Я знаю, как выходили люди после "Ревизора" и о чем они говорили, и какое сильное у них было впечатление, - и это же было здесь, в Барнауле! Назарчук каждую свою утреннюю планерку начинал с обсуждения "Ревизора", - это же очень важно!

Про свой курс

- В театрах - буду условно называть их периферийными - просто необходим курс, где ребята могут получать высшее театральное образование. Самый больной вопрос в театре - кадровый. Сейчас наш театр - перевалочный пункт временного пребывания. Актер, чуть-чуть вставший на ноги, делает шаг в сторону. Ближайший шаг - это театр драмы, потому что там престижнее работать, а потом дальше - или в Новосибирск, или в Москву. В Москве очень много безработных актеров, но ведь они не едут в Барнаул!

Студенческий курс - это насущная необходимость. И я когда смотрел на них на экзамене (см. "СК" № 3. - Прим. ред.), я их не узнавал, хотя знаю ребят как облупленных. Кто это? Он даже ничего вроде особенно не делает с собой – просто другой костюм, прическа - и характер проявляется совершенно другой. Для меня это надежда, что Молодежный театр получит новых актеров.

Есть такой опыт: в театре на Таганке набрал курс Юрий Петрович Любимов. Он отсутствовал в то время, когда мы должны были или брать на работу всех ребят, или распределять по театрам. Спасая реноме Любимова, мы взяли на год всех 18 человек. А потом Любимов расстался с половиной своих же учеников. Но, во всяком случае, у них была возможность проявить себя в профессиональном театре.

Я надеюсь, что к окончанию курса пять, шесть, семь ребят станут основным костяком труппы. Там есть и девушки хорошие, и ребята. Хотя трудно загадывать, кто-то из них в армию пойдет, кто-то замуж... В общем, проблемы.

Справка "СК"

Валерий Сергеевич Золотухин - народный артист России, советский актер театра и кино. Родился 21 июня 1941 года в селе Быстый Исток. В 1963 году окончил ГИТИС. С 1964 года и по сей день - актер Театра на Таганке (роли в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Герой нашего времени", "Борис Годунов", "Владимир Высоцкий" и др.). С конца 60-х много снимается в кино, наибольшую известность получили его роли в фильмах "Хозяин тайги" (1969), "Бумбараш" (1972), "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976), "Ночной дозор" (2004), "Завещание Ленина" (2007).

Автор нескольких книг воспоминаний, в том числе о своем друге Владимире Высоцком.

Художественный руководитель Молодежного театра Алтая.

* Многосерийный телефильм Николая Досталя "Завещание Ленина", снятый по "Колымским рассказам" Варлама Шаламова, стал, по мнению "Клуба телепрессы" (неформальное объединение журналистов, пишущих о телевидении в 13 авторитетных российских изданиях), телевизионным событием года "за cамый значимый и значительный телесериал сезона, заставляющий телезрителя думать и сострадать".

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии