Театр драмы погружен в атмосферу ловкого обмана, здесь давно собирают "свидетельские показания" горожан об аферах всех мастей. В драме полным ходом идет подготовка спектакля о жизни итальянского авантюриста "Моя профессия – синьор из общества", и разобраться в особенностях национального обмана для театральных работников практически дело чести. 13 февраля в театре состоялось тайное заседание "Международного клуба аферистов", на котором присутствовали известные барнаульцы. Свои истории об аферах, розыгрышах и авантюрах рассказали журналисты, работники театра, архитекторы и др.
А у нас на кухне…
В советские годы в "Комсомолке" публиковали серию материалов о различных схемах мошенничества. Одна из них приглянулась главному режиссеру спектакля Владимиру Чернядеву (тогда студенту 1-го курса) и его приятелю.
А подвигла их на совершение этой мелкой и, как сначала казалось, безобидной аферы банальная нехватка денег. "Не очень было пьяно, не очень сытно, не очень курибельно, так что деньги нужны были всегда".
Суть аферы проста. Был приобретен небольшой чемоданчик и припасена пачка ведомостей из ЖЭКа. Приятели стали ходить по квартирам, причем решили "стучаться в дневное время, когда основной контингент, который может по морде дать", находился на работе. Просили у хозяев (чаще всего это были старушки, которые, по представлениям студентов, "Комсомольских правд" не читают) бутылку из-под молока. В нее "собирали" пробу газа, потом закупоривали, подписывали и отправляли в чемоданчик. Хозяйки расписывались в ведомости и получали обещание, что ежемесячная плата будет на 15 копеек меньше. "Заработанную" стеклотару потом сдавали в пункты приема. Чемоданчика три таких бутылок хватало на то, чтобы сходить в пивбар.
Продолжалось это недолго. В очередной квартире взяли пробы, а перед тем как расписаться, хозяйка начала расспросы издалека: "Ребят, а вы комсомольцы? Свою газету-то читаете?" Молодые люди смущенно согласились: "Конечно, читаем!" Женщина продолжила: "Сейчас июнь, а вы найдите выпуски за последнюю декаду мая да почитайте повнимательнее".
Ребятам стало неловко, да и поняли они, что за такие проделки можно и в тюрьму угодить. На этом авантюра и закончилась.
Герои-сплавщики
Жажда славы – тоже мотив для различного рода афер и обманов. Телеведущий Владислав Сухачев криминальными вопросами не занимался, а "глупостью прекрасной" – случалось. В далеком 1993 году студентам, как, впрочем, и сейчас, не хватало двух вещей – женского внимания и славы. Поэтому приятели затеяли шутку, которая потом превратилась в грандиозное событие – сплав по великой сибирской реке Пивоварке.
С этой идеей они пришли в "Алтапресс" к Юрию Пургину, который отдал "двум пацанам с улицы" целых четыре полосы.
Начали писать. Придумывали статьи про золото Чингисхана и останки динозавров, находили (или придумывали) экспертов. Далеко не все участники событий догадывались о мистификации: многие эксперты, помогавшие юношам, по-настоящему верили в происходящее.
Так продолжалось четыре недели, а итогом марафона должен был стать сплав по Пивоварке. Приехавшие к месту отплытия герои увидели перекрытую гаишниками Северо-Западную и огромное количество людей, которые читали "Свободный курс". Только в этот момент до сплавщиков дошло, что они натворили. Кто бы мог подумать, что студенческая шалость перерастет в такой невероятный обман!
Но отступать было некуда. Под торжественные речи была выпита бутылочка "чистейшей воды из истоков Пивоварки". Появилась японская организация экологов, приехали местные депутаты. Шоу продолжалось: герои-сплавщики водили хоровод, написали послание для потомков, запечатали его в капсулу и зарыли в ближайшем мусорном колодце. Это и так была настоящая фантасмагория, а уж присутствие сорока человек духового оркестра только усиливало впечатление. Настрой на подвиги создавали и огромные растяжки "Привет героям-сплавщикам!".
И герои поплыли. Правда, плыть-то как раз было невозможно. Впереди по колено в воде брел водолаз, следом пытались двигаться шестеро на каяках – просто отталкивались руками и ползли, преодолевая метр за метром. Из ближайших домов спускались люди, выносили хлеб-соль и водку.
Наконец добрались до конца маршрута – глубокого места на Павловском тракте, где можно было действительно плыть. Здесь вышедшие на берег женщины начали бросать в воду тюльпаны. На этой торжественной ноте сплав и завершился. Кончилось все действительно отлично: герои истории приобрели известность в журналистских кругах, да и девушки стали баловать своим вниманием.
О, спорт!
Сергей Зюзин, корреспондент "Российской газеты", вспомнил и об аферах в спорте. В начале 2000-х он был журналистом программы "Чемпион", выходившей на телеканале "Мир". Съемочная группа освещала финальный турнир нашей волейбольной команды в г. Клин. Было 1 апреля, поэтому решили запустить такую "утку": "Наши ребята играли замечательно, но судьи были подкуплены, дело дошло до выяснения отношений. В итоге приехал ОМОН, вся команда в СИЗО, завтра будет рассмотрен вопрос о снятии ее с чемпионата".
Записать программу удалось далеко не с первого дубля: периодически кто-то начинал хохотать, и приходилось начинать все с начала. Но в итоге все сообщалось с максимально трагичным лицом и на фоне черной студии.
Конечно, после такой новости в крае началась паника: все, кто мог, звонили главному тренеру Воронкову, а у него, как назло, не работал мобильный. Поэтому шквал звонков обрушился на его жену Наталью, которая осталась дома и ничего не знала о случившемся. Плохие новости распространяются быстро, так что скоро весть о злоключениях волейболистов докатилась до крайадминистрации, которая немедленно потребовала "разобраться, наказать, лишить всего". В это время телефон тренера благополучно заработал, так что дозвониться начальник крайспортуправления Виктор Насонов смог. А вот череда заблуждений на этом не закончилась. Воронков всегда немного заикался, а звонящему показалось, что тренеру, якобы находящемуся в тюрьме, выбили все зубы.
В результате Сергей Зюзин долго скрывался от жены "пострадавшего". А встретив на улице Бориса Ларина, который тогда работал в Краевом совете народных депутатов и был большим любителем волейбола, услышал: "Скажи спасибо, что на улице не 37-й год".
Ангел в сосновом лесу
Аферы часто совершаются и ради прекрасных дам. Так, одному из участников клуба аферистов пришлось пойти на обман, чтобы завоевать сердце юной девы. Наш герой, в жизни тележурналист, поехал в лагерь в качестве вожатого. Там и появился "объект для воздыханий – блондинка неземной красоты, но с полным отсутствием интеллекта". Но вот беда – развития ситуации никак не получалось. Однако в одну из поездок в райцентр было найдено чудо современного искусства – картина в шикарной золотой раме, "бредятина, но настолько прекрасная в своем китче". На полотне – скорбно взирающая на мир девушка-подросток. Стоила картина недешево, но чего не сделаешь ради достижения цели!
И вот артефакт куплен и привезен в лагерь, наступает финальный этап доработки. Обычным фломастером, вспоминая все известные старославянские буквы, герой выводит надпись на обратной стороне полотна: "Ангел в сосновом лесу", Эрмитаж, 1826 год, а следом – инвентарный номер и набор цифр.
Вечером подарок был вручен блондинке со словами: "Ты же понимаешь, что я не простой человек…". Девушка была поражена, поверила каждому слову. Трудно представить, что творилось в ее голове. Старинная картина из самого Эрмитажа в руках, все доказательства налицо: и подпись, и инвентарный номер. Барышня была покорена. Так что афера удалась!