Полеты во сне и наяву
– Это своеобразная олимпиада для артистов, – сказал на открытии президент чемпионата Гриф О. Нейл. Более ста агентов, директоров, продюсеров и других важных персон шоу-бизнеса внимательно наблюдали за действом.
Из 30 человек российской команды во взрослой категории в финал вышли только два представителя: Анна Зайцева из Санкт-Петербурга (номинация "Оперное пение") и Чейнеш Байтушкина из Республики Алтай.
Перед поездкой Чейнеш снился сон. Перед ней появился земной шар в форме глобуса, окружённый с двух сторон океанами, через которые проложены мосты. И написано слово "кур". "Кур" – по-алтайски, мост. Она сразу подумала, что будет поездка за океан. "И поездка будет хорошей, так видела себя на белом коне в костюме "алтайской принцессы Укок"". Ей часто снятся пророческие сны, но она много не говорит об этом: сокровенное.
В апреле в Москву приезжали её земляки из Горно-Алтайска с коллекцией "Костюмы Пазырыка". Чейнеш была режиссёром показа мод. Тогда коллекция "Пазырык" получила золотую медаль престижной выставки.
– Чейнеш потом позвонила и попросила костюм "алтайской принцессы Укок" для выступления в Голливуде, – рассказывает Татьяна Бабрашева, директор Горно-Алтайского пошивочного цеха традиционной одежды "Айтана". – Но мы даже не подозревали, что у него будет такая слава.
И тишина. Как под звёздами Укока
– Во время показа костюмов кто-то просто двигался под музыку, кто-то танцевал, – рассказала редакции газеты "Маркер-Экспресс" Чейнеш. – Я прошла в тишине с трубкой в руках.
И в шумном зале в этот момент, видимо, замерли, как под звёздами Укока…
По мнению Татьяны Бабрашевой, в костюме самая интересная деталь – головной убор. Изящная шапка из кедра и навершие из бархата.
– Головной убор высокий, примерно полметра, – рассказывает Татьяна. – Но он не тяжёлый. Крепится особыми, деревянными шпильками. Другая отличительная особенность – татуировка, которая рисуется на плече.
Создавать этот костюм, как и всю пазырыкскую коллекцию, помогал археолог и историк Владимир Моносов.
В костюме "алтайской принцессы Укок" Чейнеш на чемпионате и играла на комусе.
Из интервью газете "Посткриптум":
… Когда стояла за кулисами и слушала музыку разных народов, в которой звучали мощные звуки барабанов, саксофонов, красивые звуки флейты, скрипки, слушала, как музыканты играли с наложением живого звука на очень красивые фонограммы, подумала: "Дааа… куда я попала?!" Но вопреки каким-то эмоциям не потеряла силы духа и решила просто сделать то, что я умею. Я сжала в ладони мой миниатюрный комус и, проговорив слова благословления, вышла на сцену, где через звуки и мелодии музыкального инструмента постаралась воссоздать живую природу Алтая. Наш комус своим архаичным, древним звуком не уступал другим музыкальным инструментам. При этом у меня абсолютно не было предчувствия, что именно в номинации "Инструменталистка" я возьму не одну золотую медаль. Я не музыкант, у меня нет музыкального образования, но я ожидала победы в другой номинации – вокальной. Там я получила "бронзу". После выступления каждый член жюри чемпионата лично подходил и благодарил, что я посетила этот чемпионат искусств… Слышать такие слова для меня, конечно, было огромной честью. Многие продюсеры заинтересовались моим творчеством и в дальнейшем предложили творческие работы с выездом в США…
Птица из легенды рода Тодош
Когда Чейнеш поёт или играет, она закрывает глаза.
– Это выходит непроизвольно и не у меня одной. Я заметила, что так делают многие сказители. Как только начинаешь петь, начинается лёгкий полёт, как будто ты видишь всё сверху…
Талантливая девушка родом из Улагана. В детстве воспитывалась у своих бабушек на стойбище. С детства слушала их народные напевы, помогала шить традиционную алтайскую одежду.
На мечты о сцене её вдохновили фильм "Анна Павлова" и танец белой лебеди в исполнении великой артистки.
– Это была детская мечта, которая сегодня оперилась и улетела… – говорит она.
Позже из легенды родового тотема она узнала, что белая лебедь является прародительницей её родового тотема.
После школы Чейнеш год училась в институте культуры в Барнауле, затем окончила легендарное Щепкинское училище в Москве.
Сегодня победительница престижного конкурса живёт в Москве и пытается максимально реализовать себя в творчестве. Скоро выйдет её первая книга "Белое крыло".
Как Клеопатра и Нефертити
Чейнеш Байтушкина:
Впервые в костюме "Алтайской принцессы Укок" я выступала в 2004 году в Норвегии. Перед этим приснился сон: я в каком-то незнакомом месте, где красивая природа. Поднимаюсь на подиум, состоящий из лестниц, которые уходят всё выше и выше… Добираюсь до середины и слышу красивую музыку. Откуда? Заглядываю за штору из лёгкого белого шелка и понимаю, что эта музыка Клеопатры. Поднимаюсь ещё выше и слышу другую музыку – это, оказывается, музыка царицы Нефертити. Иду дальше и вижу музыканта, с которым я работала для поездки в Норвегию. У него седые волосы и в руках наши, алтайские инструменты. Когда я пела потом на огромной открытой площадке в костюме "Алтайской принцессы Укок", то увидела, как люди ринулись к сцене. Я поняла, что во сне была и музыка "Алтайской принцессы Укок", что она такая же знатная женщина мира, как Клеопатра, Нефертити. Надев её костюм на себя, ты соприкасаешься с чем-то, что тебя ведёт.
Я живу для того, чтобы творить. Я вообще не могу работать для того, чтобы, например, занимать какое-то кресло: я просто задохнусь тогда! Даже работа в труппе театра – это всё равно для меня какие-то рамки. Люди искусства любят свободу.
Я люблю работать с энергией, которую не видно. Это прекрасные чувства, эмоции, твоё духовное состояние в какой-то момент – ты это ловишь и создаёшь некую статичную форму, но живую при этом. Твоё состояние запечатлевается, например, в форме стиха, рисунка или мелодии, и всё это создаётся из иллюзий, которые нельзя потрогать, но можно почувствовать.
Сама я спокойно отношусь к деньгам, но никогда не осуждаю тех, кто видит в них цель жизни. У каждого своя реальность. Но для себя я поняла, что деньги могут превратиться в ловушку. Когда ты начинаешь работать ради денег, становишься их рабом. Можно получить много всего материального, но пропустить ещё больше тонких вещей, которые приобретаешь не за деньги в этом мире.