Российские депутаты каждый день грозятся что-то запретить. Когда Госдума выполняет функцию принтера, не остается ничего лучшего, как пиариться самым доступным средством. Счет мусорных законопроектов, внесенных на рассмотрение, идет на сотни, за что Думу уже прозвали "взбесившимся принтером". Социально значимые законопроекты стоят в очереди за получением пропуска в повестку дня пленарных заседаний годами, задвигаются в дальние ящики или даже теряются. Еще печальнее наблюдать за тем, как сомнительные законодательные инициативы превращаются в действующие законы. Корреспондент газеты "Маркер Экспресс" Анастасия Голенок выяснила, какие законы "грозят" нам и кто от них пострадает.
1. Ограничение доступа детей к местам продажи жестоких компьютерных игр
Пострадают: юные геймеры, продавцы игр
Фото: metronieuws.nl
Госдума предлагает ограничить доступ несовершеннолетних к компьютерным играм со сценами жестокости и насилия. Пояснительная записка к документу гласит о повышении уровня жестокости среди детей в последнее время, недвусмысленно намекая на юного террориста московской школы. Чтобы сделать детей добрее, депутат Олег Михеев предложил продавать диски под маркировкой 18+ только в специально отведенных местах, доступ к которым детям будет строго запрещен. Эти изменения могут быть внесены в Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Игорь Жибинов, директор магазина "Союз":
– Я считаю, что маркировку 18+ ввести стоит, но этой меры будет достаточно для того, чтобы родители поняли, в какие игры стоит играть детям, а в какие нет. Почему родители? Потому что любой ребенок сможет прийти к соседу постарше и поиграть в запретную игрушку. Не будем забывать и об интернете, где можно скачать все что угодно. Боюсь, что данный законопроект, если он будет принят, только спровоцирует интерес к жестоким играм. Запретный плод, как говорится, сладок. Этим законопроектом депутаты просто поставили галочку: мол, мы отреагировали на ситуацию. Только подумать и все взвесить забыли. Любой здравомыслящий человек понимает, что причины подростковой жестокости не только в шутерах и хоррорах. И решать эту проблему надо прежде всего на социальном уровне.
Елена Корягина, детский психолог:
– Думаю, что эта мера не станет выходом. Ребенок становится агрессивным в трех случаях: если он психически болен, если он наблюдает агрессию в семье и если он постоянно играет в жестокие компьютерные игры. И если в первом случае поможет только медицина, то в двух других ответственность лежит на родителях. Чтобы гарантированно оградить детей от подобных игр, нужно запрещать их выпуск вообще. А данный законопроект слишком просто обойти. Я повторюсь: именно родители должны следить за тем, во что их ребенок играет. А у нас, к сожалению, часто именно мамы и папы сами покупают детям жестокие "стрелялки". И если маркировка 18+ что-то изменит в сознании этих людей, то пусть она будет. Но "строго отведенные места" – это глупости.
2. Ограничение анонимных интернет-платежей
Пострадают: платежные сервисы, онлайн-шопинг, краудфандинг
Фото: projecteve.com
В рамках борьбы с терроризмом в интернете депутаты предлагают ограничить возможность анонимных платежей суммой 1000 рублей в день и 15 000 – в месяц. Пока согласно закону "О национальной платежной системе" осуществлять покупки в течение месяца можно на сумму до 40 000 рублей. Если законопроект одобрят, объем средств на электронном кошельке не должен будет превышать 5 000 рублей, тогда как раньше неперсонифицированный пользователь такого кошелька мог хранить 15 000. В результате любые денежные операции на сумму более 5 000 рублей станут невозможны.
Алексей Воротынцев, дизайнер:
– Смысл в этом законе настолько мал, что его практически нет. Лично я, будь незаконопослушным гражданином, с легкостью бы обошел все эти препятствия. Да, я немного пострадаю от этой меры, потому что порой мои денежные операции сильно превышают все эти лимиты.
Анастасия Прусакова, спонсор краудфандинговых проектов:
– Сумма к сбору для осуществления многих проектов выше 40 000 рублей. И если для "реципиент" персонифицировать электронный кошелек не проблема, то для спонсоров, многие из которых даже не в курсе, что такое персонификация, это серьезное препятствие. Самое обидное, что лазейку в этом законе, если он будет принят, мошенники все равно найдут. А пострадают, как всегда, добропорядочные граждане.
3. Ужесточение требований к зарубежному онлайн-шопингу
Пострадали: покупатели заграничных интернет-магазинов
Фото: retail-digital.com
В этом году Федеральная таможенная служба ужесточила требования к покупкам в иностранных интернет-магазинах. Теперь облагаться таможенной пошлиной будут товары, стоимость которых превышает 150 евро. Раньше надо было платить, если сумма покупок за месяц превышала 1000 евро. В результате произошло не снижение порога беспошлинного ввоза импортных посылок в Россию, а изменение формата.
Михаил Казначеев, финансовый аналитик:
– Этот закон – очередное вытягивание денег из наших граждан. Других целей в нем я не нахожу. Возможно, я разрушу чьи-то глобальные планы, но на меня действие этого закона не распространится. Я могу через Польшу или Казахстан все получать без налогов. Уверен, что тот, кому нужно, обязательно найдет способ не платить пошлину.
4. Частичный запрет рекламы медицинских услуг
Пострадали: СМИ, коммерческие клиники
Фото: kapital.kz
С 1 января этого года в силу вступили поправки в Закон "О рекламе", ограничивающие рекламу лекарств и медицинских услуг. Согласно им рекламировать медицинские услуги отныне можно исключительно в специализированных печатных изданиях, на конференциях, выставках и семинарах. Ограничения накладываются на рекламу конкретных медицинских услуг, но не на рекламу медицинской деятельности. В Минздраве уже заметили, что новые нормы можно толковать по-разному, и начали готовить поправки к закону.
Евгения Маринович, руководитель отдела рекламы:
– Законодатели поставили в тупик как рекламодателей, так и потребителей. Теперь мы не в состоянии дать исчерпывающую информацию о той или иной медицинской услуге. Вместо того чтобы объяснить, чем поможет человеку конкретный аппарат, используемый клиникой, мы можем лишь клятвенно обещать "изменить жизнь к лучшему" и желать здоровья. Хуже от этого стало не рекламистам, а людям, которые не в состоянии понять те расплывчатые формулировки, которые нам разрешено употреблять.