Трагическая история о добром разбойнике, который отправился в Калифорнию за золотом, по дороге обрел любовь, а затем потерял жену вместе с будущим ребенком и сам погиб, мстя за них, - один из ярчайших сюжетов латиноамериканского фольклора. В 1967 году чилийский поэт Пабло Неруда написал драматическую кантату "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты". По мотивам этой кантаты в 1974 году Алексей Рыбников и Павел Грушко создали первую советскую рок-оперу.
Цензоры отвергали ее на протяжении двух лет, после чего "Звезду" поставили в Московском театре им. Ленинского комсомола. Купить билеты на культовый спектакль можно было только с рук, и стоили они в несколько раз дороже, чем в кассе. Позже двойной альбом с записями этого произведения был издан двухмиллионным тиражом.
В Барнауле "Звезду" до января 2003 года не ставили. Долгое время на сцене театра музкомедии шла классика жанра - "Иисус Христос - суперзвезда" Веббера-Райса. В репертуаре была и еще одна рок-опера Рыбникова - "Юнона и Авось". "Сейчас время ажиотажа прошло, и "Звезда" на сцене нашего театра воспринимается не как культовая рок-опера, а как добротный хороший мюзикл. Хотя при звуках знакомых с юности мелодий сердце начинает биться чаще", - признается 44-летний Михаил. Кстати, тех, чья юность пришлась на конец 70-х - начало 80-х, в зале было немного. Присутствовало много молодежи, подростков.
Хороший балет и драматическая игра компенсировали слабый вокал
В постановке задействовали многих актеров и даже студентов АГИИК. Отдыхали только работники театрального оркестра - вся музыка для этого спектакля была записана заранее с помощью синтезатора "Ямаха" (партитура "Звезды" оказалась слишком сложной для оркестра). "Вживую" исполняются лишь арии героев.
Одной из хореографических находок балетмейстера Александра Курбатова, который в конце 70-х годов участвовал в балете "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", стало введение танцоров - двойников главных героев. В то время как Тереса и Хоакин изливают свои чувства в ариях, балеруны изображают их страсть в танце.
Исполнение Татьяны Ремизовой (Тереса) явно оставляло желать лучшего. Владимир Филимонов, режиссер-постановщик пьесы, признался, что Татьяна - певица "сырая", у нее слабый голос, с которым нужно много работать. Режиссер отметил, что сознательно выпустил на премьерный показ более слабый, в плане вокала второй состав с Ярославом Шваревым и Татьяной Ремизовой в главных ролях, потому что они, актеры второго состава, лучше вжились в образы.
Все мелкие недоработки главных героев второго состава с лихвой компенсировались великолепной игрой Юрия Кашина, заслуженного артиста РФ, в образе Смерти. А трогательная Девочка Чили, спутница Шарманщика, который и рассказывает историю Хоакина Мурьеты, в исполнении внучки Владимира Филимонова Александры, не оставила зрителей равнодушными.
"Ставить такие известные вещи всегда сложно. Я не ожидала, что могут быть великолепные костюмы, прекрасный свет, хореография. И главное, как мне кажется, героям удалось сыграть настоящую любовь. Я им поверила", - сказала корреспонденту "СК" одна из зрительниц после премьеры рок-оперы.