Литературоведы считают антиутопию неким описанием будущих социальных проблем и неким предостережением, мол, так делать нельзя и даже опасно, смотрите, что будет, если вы сделаете так, как тут написано. Однако читатели знают, что эти книги представляют собой не столько предсказание, сколько попытку осознать, что происходит с нами настоящими. В любом случае, в антиутопиях речь всегда идет о человеке и человеческом.
1. Лорен Оливер. "Делириум"
Самая лиричная антиутопия. Мир без любви, мир с лекарством от привязанности, мир, где всё тихо, мирно и в соответствии с правилами. Легче представить себе мир без преступлений, чем такой, где в принципе нет такого чувства как любовь. Однако она все же настигает главную героиню. Девочку Лину ждет непростой выбор: податься ли мнению всех и остаться безвольной куклой или нырнуть в любовный омут с головой.
2. Кадзуо Исигуро. "Не отпускай меня"
Это воспоминания молодой женщины Кэти о её детстве в необычной школе-интернате и последующей взрослой жизни. Действие происходит в антиутопической Великобритании конца XX века, в которой люди клонируются для создания живых доноров органов. Кэти и её друзья долгое время работают "помощниками", заботясь и поддерживая тех, кто уже стал донорами. Книга номинировалась на Букеровскую премию 2005 и Премию Артура Кларка 2006 года.
3. Андрей Платонов. "Котлован"
Повесть написана в 1930 году. Философский гротеск, социальная притча о СССР времён первой пятилетки. Книга поднимает вечную проблему разрушения старого и построения нового. Но получится ли это у героев?
4. Джеймс Дашнер. "Бегущий в лабиринте"
Все знают "Бегущего в лабиринте" как фильм, только единицы в курсе, что эта картина была снята по одноименной книге, вышедшей в 2009 году. Мир охватила болезнь под названием "Вспышка", разъедающая мозг, и только подростки смогут ее предотвратить. Для этого героям предстоит пройти через ряд испытаний: найти выход из лабиринта, пересечь без потерь пустыню, понять, кто друг, а кто предатель.
5. Алекс Гарленд. "Пляж"
Роман повествует о самосознании молодежи, выросшей в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира. Архетипический мотив поисков земного рая, его обретение и разрушение обнаруживают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения без иллюзий.