До Нового, 2012 года, осталось меньше двух недель. Как сложился год уходящий в культурной и развлекательной жизни Барнаула? Мы решили подвести итоги года вместе с вами. До конца недели мы будем публиковать небольшие обзоры по всем направлениям работы сайта "Культпоход" - кино,выставки, спектакли, концерты и вечеринки, а вам предлагаем сделать собственный выбор и проголосовать за самые яркие события.
Вчера мы выбирали лучший спектакль 2011 года, сегодня поговорим о выставках.
С января по ноябрь 2011 года барнаульцы имели возможность оценить около 230 выставок живописи, графики, скульптуры, фотографии и дизайна. Вместе с искусствоведом Любовью Норгелене мы попытались вспомнить самые интересные выставочные проекты и обозначить основные тенденции, которые сформировались в этой сфере искусства в 2011 году.
Современное искусство
- Одной из главных тенденций последних лет можно назвать то, что наши музейщики стали больше внимания уделять современному искусству. Эту традицию начал государственный художественный музей, благодаря которому Барнаул увидел такие крупные проекты, как выставки "Синих носов" и омича Дамира Муратова, прославившегося своим CheBurashk’ой. Кроме того активно привозит выставки сибирских художников, работающих на ниве современного искусства, галерея "Бандероль".
В этом году ГХМАК продолжил свое начинание: в залах музея выставлялась эпатажная экспозиция "Когда художник берет фотоаппарат", работы легендарного Тимура Новикова, "Говорящий образ" русско-французского художника Айгора Поуза, которая лично на меня произвела очень сильное впечатление; и другие, - рассказывает Любовь Норгелене. – Стоит отметить, что все это действительно крупные, важные и актуальные проекты, посмотреть которые большая удача. Нет такого ощущения, что нам, как в провинцию, везут какие-то вещи по остаточному принципу – что поплоше. Ничего подобного! Мы видим работы высокого уровня, созданные известными художниками, а не каких-то непонятных авторов, которых неизвестно откуда вытащили.
Галерея "Проспект"
12 ноября в Барнауле состоялось официальное открытие галереи "Проспект", которая одной из главных своих задач ставит "показать, что на Алтае тоже есть люди, которые работают в сфере современного искусства".
- С одной стороны, это вызывает кучу положительных эмоций: надеются и верят художники, которые, конечно, хотят выставляться; надеются удивиться зрители, которые неизбалованны новыми и яркими проектами. С другой – меня несколько смущает, что создатели галереи пытаются брать на себя некую воспитательную функцию. Мне кажется, что это "бесполезняк" - своих бы детей воспитать.
Посмотрите на отзывы о тех же художниках с фотоаппаратами: кто-то в восторге, другие кричат "знаем мы этих "художников", им лишь бы задницу нарисовать или сфотографировать". Какая здесь может быть воспитательная функция? В оценке современного искусства люди оперируют категориями "нравится / не нравится". Оно существует не для избранных даже… Как сказал Казимир Малевич на открытии "Первой футуристической выставки "Трамвай В" в 1915 году : "Нравится или не нравится, но это уже существует". Честный художник всегда пишет только для себя, а все разговоры о том, что он пишет для народа – полная ерунда, - убеждена Любовь Деомидовна.
"Музейная ночь-2011"
В этом году в Барнауле уже в шестой раз прошла "Музейная ночь". В акции приняло участие 40 городских музеев и выставочных залов, которые в ночь с 14 на 15 мая посетило почти 16 000 барнаульцев. Число участников "Музейной ночи" растет в арифметической прогрессии: в нынешнем году по музеем гуляло на 3000 горожан больше, чем в прошлом и на 6000 больше, чем в 2009-м. Вместе с тем увеличивается и количество споров вокруг самого мероприятия.
Наверное, лучше всех главную проблему акции сформулировал известный барнаульский арт-критик Вадим Климов в интервью "Свободному курсу": "Что мне не понравилось в этой "Музейной ночи", так это большой перекос в сторону шоу-программы. Везде концерты, мастер-классы – акция становится все менее музейно-просветительской и все более развлекательной. И народ, заходя в музей, уже не обращает внимания на экспонаты: быстро взглянули и встали, заняли все музейное пространство, слушая песенку, пританцовывая под музычку. И вот эти вот куколки, эти вот писанки, эти вот бумажки оригами – тут мы мыло сделаем, тут мы валенок сваляем, – все это немножко неуместно. Идея и цель "Музейной ночи", мне кажется, – в пропаганде музейного пространства и музейных коллекций, а не в устраивании из музейных залов каких-то шоу-румов".
В то же время идеолог акции "Музейная ночь" на Алтае, заместитель директора художественного музея Татьяна Бондаренко уверена, главное, что приносит людям акция, - это эмоции, которые надолго сохранятся в сердце и будут напоминать о пережитом волшебстве. Искусствовед Любовь Норгелене положительно оценивает, как идею акции, так и ее воплощение:
- В век компьютерных технологий, которые усаживают человека на диван, музейщики придумали способ, как привлечь людей в залы. Молодцы! Мне кажется, они идут в народ в хорошем смысле слова. Мне нравится, что в рамках "Музейной ночи" происходит некий синтез искусств: выставочные залы подтягивают писателей, поэтов, музыкантов, мастеров декоративно-прикладного искусства, все напрягают мозги и изобретают что-то новое.
5 самых интересных выставок 2011 года
по версии Любови Норгелене
Igor Pose. L'image qui parle в художественном музее
Выставка Айгора Поуза удивила меня с первого мгновения. Удивила в первую очередь философской мыслью и необыкновенными образами. Во всех работах художника всегда впереди идет мысль, идея, и уже для ее воплощения подбирается технология и исполнение, иногда даже изобретается что-то новое.
"Именно сегодня" Елены Волковой в "Туриной горе"
Творчество этой художницы хорошо известно в соседнем Новосибирске и даже в Японии, а вот в Барнауле, к сожалению, широкий зритель с ним почти не знаком. Елена Волкова, Юрий Юрасов и Юрий Иванов – это три барнаульских автора, которые способны поражать беспрестанно, каждой своей выставкой, каждой своей работой.
При этом Волкова едва ли не единственный автор в городе, который использует новаторские технологии: она создает свои полотна на бумаге ручного литья или на различных сортах шелка, используя итальянские и французские ферменты. Как художница, она интересна еще и тем, что будучи архитектором по образованию, она композицию каждой своей картины выстраивает по законам архитектуры.
"Капитал" Алексея Иванова в "Туриной горе"
Выставка необычная по своей инсталляции, работы, созданные на стыке искусств. В этой экспозиции Леха очень здорово простебался над действительностью, трудом Карла Маркса и над самим собой в первую очередь.
"Восток – Запад" Екатерины Демкиной и Михаила Карнаева в выставочном зале "Союза художников"
Мне давно знакома Екатерина Демкина, как хороший мастер. Но прежде большую часть ее творчества составляли алтайские пейзажи, которые уже всем наскучили. А тут я вдруг увидела, что она, как и Карнаев, поездила по миру: Тибет, Испания, Китай и еще множество мест. Они привезли с собой массу эмоций и впечатлений, которые вылились на полотна и старые темы вдруг заиграли, вдруг открылись по-новому!
"С любовью к родине" Валерия Марченко в выставочном зале "Союза художников"
Для меня Валерий Петрович всегда был маэстрище, творческий уровень которого просто не досягаем. Юбилейная выставка это еще раз подтвердила. В свои 70 он по-прежнему творчески активен, плодотворен и многогранен.