Барнаульские артисты и московские драматурги ехали в Курьинский район делать документальный спектакль. В документальном театре авторы не придумывают истории и реплики героев – берут их прямо из жизни. Пьеса делается из интервью с реальными людьми, дословно расшифрованными драматургом и точно воспроизведенными на сцене. Эта техника называется "вербатим", что в переводе означает "дословно".
Люди
Наши курьинские собрались на встречу с "киношниками" в ДК, который глава районной администрации Николай Башкатов называет "клуб тире церковь".
Режиссер и сценарист Марина Разбежкина объяснила, для чего все это затеяно:
– Мексиканскую жизнь мы знаем лучше, чем нашу собственную, – в сериалах ее показывают. А мы хотим сделать пьесу про нашу жизнь. Про людей, с которыми вроде бы ничего не происходит, но на самом деле ведь у каждого есть что рассказать.
– Да ничего у нас нету. Люди у нас серые, образованных мало. Все в основном на огороде кружатся.
Но потом люди подумали немного, и предложения посыпались одно за другим. Главный режиссер театра Роман Ильин еле успевал их записывать.
– У меня есть кандидатура: Егиоя Александр Андреевич, он и на войне был, у него глаз выбитый. Запишите еще: село Новофирсово, Букреев Павел Константинович. Ему есть что рассказать.
– А Турулин-то пацан! Коля Турулин – и пляшет, и поет!
– А еще Анисифоров Александр Иванович! Он провел первую в селе дискотеку, вторую в крае!
– Теть Лена Тюковина из Ивановки – это ж такой интересный человек!
"Барбос"
– Есть места, в которые лучше не ходить? – интересовался Ильин.
– Ну… Вот "Барбос" наш. Бар "Босс". Пивбар это. Да вы ж все равно туда пойдете! Там, кстати, все чудики и собираются. Да умные все такие! А вы вот на праздник к нам завтра приходите в восемь часов.
– А почему в восемь?
– Да у нас как коров люди подоят, так и праздник начинается.
Уникумы
Вечером с драматургами в своем кабинете встречался глава района Николай Башкатов. Он одобрил их выбор: "Или природа, или Богом дано – тут много противоречивой информации, но у нас на курьинской земле полно уникумов!" – и предложил не робеть, угощаться:
– Я понимаю, вы творческие люди, стеснительные. Даже наших клубных работников взять – живут, можно сказать, на сцене в ущерб хозяйству. У него дома крыша протекает, а он молчит, стесняется.
Потом глава высказал свое главное пожелание к спектаклю:
– На московских сценах должны видеть, что мы не доживающая нация, а развивающаяся!
"Клуб тире церковь"
Михаил Калашников рассказал в своей книге воспоминаний историю: когда с курьинской церкви сдергивали крест, мимо из школы шла девочка. Крест упал прямо на нее, девочка погибла. Церковь хотели разрушить, но не смогли – только несколько кирпичиков выдолбили зубилом.
В этом "клубе тире церкви" актеров и поселили. Вечерами они заваривали китайскую лапшу, гоняли чаи, репетировали, разговаривали – неизбежно – о выборе, вере, человеческом предназначении; искренне поражались, что в таком месте проходят сельские дискотеки. А с утра вместе с драматургами отправлялись на работу. "Клуб тире церковь" сам привел их к волшебной истории – актеры Лена Половинкина, Лена Кегелева и Антон Кирков нашли человека, который участвовал в разрушении церкви. Потянули за эту ниточку, а там оказалось такое! Вот правильно говорят, что жизнь – самый лучший драматург. Кстати, этот дед хранил кирпич из церковной кладки – вы увидите его в спектакле.
Наркотик
– Не зря нас предупреждали, что вербатим – это наркотик! – Лена Кегелева искрится, как бенгальская свечка. И я думаю о том, что внимательного и талантливого взгляда достойны каждый город и село нашего края.
Золото
Главная тема будущего спектакля – золото. В районе разрабатывается месторождение, люди получают по двадцать тысяч рублей – сумасшедшие деньги для наших мест. У многих появилась надежда на лучшее настоящее, потому что в остальном жизнь страшно тяжелая: работы нет, земля в долгосрочной аренде у легендарных Антипиных, закупочные цены на молоко копеечные, на пшеницу – просто выговорить страшно. Вот декорации, в которые помещены герои с их любовями, ссорами, простодушными хитростями.
Может ли что-то измениться в этом бывшем раю? Или есть что-то непреодолимое, что-то, из-за чего надежды на счастье останутся надеждами?
Истории
В районе есть целинное село Краснознаменка – во времена горячей российско-индийской дружбы туда приезжали Индира Ганди и Джавахарлал Неру. Там даже сопка есть – Неровка, куда якобы поднимался наш индийский друг. Там работал Александр Вислов, драматург и обозреватель "Литературной газеты", и актеры Владимир Громов, Александр Чумаков и Елена Адушева. В поисках джавахарлаловых следов он нашел чудесных колоритных героев.
Драматург Саша Анохина с Ларисой Черниковой, Леной Адушевой и Юрием Рябцевым поехали в Ивановку – село очень символично расположено у подножия сопки под названием Жопа. Жизнь там у нас примерно такая же, как называется сопка, – и что делают герои в предлагаемых обстоятельствах? Как они распоряжаются своими жизнями?
Драматурги и актеры были в Колывани, в Рудовозово – отовсюду они возвращались с добычей, с историями и героями. А поэт, журналист и драматург Тимофей Усиков нашел в Курье чудесного парня Вову, который читает рэп. Вова будет читать свои тексты в спектакле, они свяжут все истории между собой. Мне очень нравится, что и это будет живым и настоящим.
Любовь
Полученную пьесу Роман Ильин поставит в краевом драмтеатре. Спектакль мы, скорее всего, сможем увидеть уже осенью. Интересно, как воспримут его мои земляки? "Люди не хотят смотреть на себя", – предупреждает Марина Разбежкина. Мы видимся себе более значительными, добрыми, умными и успешными, чем на самом деле. А тут – все как есть. Вечерами, когда актеры и драматурги показывали свои наработки, я смотрела и узнавала своих друзей, соседей, земляков. Удивительно – живые, честно рассказанные истории живых людей оказались захватывающими, по-настоящему смешными и пронзительными. Шукшин ничего не придумывал – просто описывал все, как есть. Я это знала всегда, а теперь вообще – убедилась. Целью экспедиции было "увидеть за простотой наших героев сложность, за странностью – оригинальность, за обыкновенностью – укорененную в веках мудрость". Все получилось – за пять дней они смогли полюбить нашу драгоценную родину, а поэтому – ее разглядеть.
Мне всегда, всегда казалось, что наш Курьинский район отмечен на карте у Бога особым красивым флажком. И я очень хотела, чтобы это увидели и другие. Я уверена теперь, что моя мечта сбудется – она почти сбылась. Приходите осенью на премьеру.
Марина Разбежкина:
Приблизительность – главный враг документального театра!
Справка
В третьей драматургической лаборатории "Живому театру – живого автора" принимают участие 32 человека, в том числе известные журналисты и театральные эксперты: обозреватель журнала "Русский репортер" Саша Денисова, сценарист и режиссер Марина Разбежкина, обозреватель "Литературной газеты" и известный театральный эксперт Александр Вислов, поэт, писатель, журналист Тимофей Усиков и другие. Художественный руководитель экспедиции – Елена Ковальская, арт-директор фестиваля "Любимовка", известный театральный критик и эксперт.