Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

20 лет назад Барнаул стал столицей рок-н-ролла

"Под фестиваль отведен огромный ДК, надпись над которым „РОК-АЗИЯ” я поначалу принял за слово „вокзал”. Всюду жизнь, беготня, панки лет четырнадцати с гордостью демонстрируют прорехи, милиционеры скучают и крутят друг другу дубинками у виска…" – таким увидел барнаульскую "Рок-Азию" корреспондент томской газеты "Молодой ленинец".

Осенью 1990 года и весь следующий 1991-й  о Барнауле писала и говорила вся страна. Это не преувеличение: отчеты о фестивале опубликовали десятки журналов и газет, от полуподпольных самиздатовских до официозных вроде "Cмены" и "Комсомоль­ской правды". Сначала просто хвалили или восторгались, чуть позже в ход пошли эпитеты "грандиозный", "престижный" и наконец – "легендарный".

Фестиваль "Рок-Азия" упоминается в официальных биографиях множества коллективов и отдельных музыкантов, для некоторых из них он стал началом творческой карьеры. Записи выступлений, сделанные на фестивале, до сих пор востребованы: теперь уже в оцифрованном виде эти "раритеты" можно найти в Интернете.

Сейчас все это кажется фантастикой. Без "бюджетов" в современном понимании и размашистых пиаровских мероприятий, без телевизионных, радио- и интернетресурсов, при помощи одного объявления в одной телепередаче, "связям в рок-кругах" и собственной харизмы Колбышеву и соратникам удалось устроить событие, сделавшее, пусть и ненадолго, Барнаул одним из культурных центров страны. Тем, кто сегодня отвечает за "имидж региона", впору учиться и завидовать.

Вспоминает организатор "Рок-Азии" Евгений Колбашев

– В 1987, 1988, 1989 годах мы провели три "Рок-Периферии", это были просто такие сибирские фестивали с местными группами и какой-нибудь заезжей бандой из крупного города. И хотелось сделать что-нибудь новое. А мы уже серьезно себя зарекомендовали – когда я делал первые фестивали, меня никто нигде не знал,  а уже через пару лет везде приглашали,  у меня появились какие-то связи…

– Была идея сделать фестиваль Азиатского региона для групп, которые играют какую-то смесь этники с рок-н-роллом. Идею поддержал Артем Троицкий, он в  "Программе „А“" на всю страну объявил, что будет такой фестиваль (ровно за год), и дал номер моего телефона. И мне стали отовсюду звонить, присылать записи. Получилось, что мы выбирали действительно интересные группы.

– Все концерты играли в ДК химиков на Потоке, там сейчас мебельный магазин какой-то. Я помню, что водил голландскую группу No Longer Music  в туалет в "Алтайские зори", потому что в ДК в туалете  было совсем стремно. Мы расклеивали какие-то афишки, но местного радио тогда не существовало, было ТВ "Сибирь" – помню, Троицкого туда приводил. В общем, рекламной раскрутки не было, и при этом  семь дней концертов, и не по одному в день, и на всех полные залы.

Я встречал самолет в аэропорту каждое утро – всю неделю приезжали музыканты, журналисты. Все были: Бурлака из Ленинграда, и Ежова из Киева, и Немцов из Владивостока; Саша Липницкий, Троицкий, Питер Дженнер – первый менеджер "Пинк Флойд"… Днем слушали музыку, ночами бухали в гостинице, а утром бежали в аэропорт и так далее. Мы всем участникам оплатили дорогу, проживание.  Гонорары платили – небольшие, но тем не менее. И в последний день ездили в Горный Алтай, баранов ели, гуляли, в общем.

Потом была еще такая штука – "Всесоюзный рок-семинар". За всю историю их было два: в 1987-м под эгидой ленинградского и свердловского рок-клубов, туда собрались все, кто имел отношение к рок-музыке, я в том числе. А второй семинар прошел в 91-м в Барнауле. 

– В декабре 90-го года был фестиваль журнала "Аврора" в Питере. Я пробил, чтобы туда поехали наши барнаульские группы – "Девятка", Андрон там выступал. Там были "Миссия: Антициклон", "Путти" – в общем, часть групп, которая была на "Рок-Азии". И в кулуарах между концертами началась такая бодяга, что "Аврора" – лучший фестиваль в стране за этот год. И я помню,  как Липницкий* встал и сказал: вот сидит Колбашев, мы все были у него, и вы же понимаете, что Барнаул и Петербург нельзя сравнивать, но там было лучше, интереснее, чем здесь.  И как-то между собой все признали, что "Рок-Азия" был лучший фестиваль года в стране…

– …Я уехал из Питера обратно в Барнаул 31 декабря 2007 года. Перед этим встречался с Артемом Троицким и сказал ему: "Слушай, с 2007-го по 2010-й я могу ежегодно праздновать 20-летие каждого фестиваля. Поможешь, если я соберу опять „Рок-Азию“?" Он говорит: "Да легко, я только за, можешь использовать мое имя".

И я написал в деталях концепцию "Рок-Азии 20 лет спустя". У меня эта бумага до сих пор лежит;  там прописано, что было ТОГДА и что может произойти ТЕПЕРЬ. Завязки у меня теперь другие, я хотел сделать фестиваль, где "Рок-Азия" – просто бренд, а на самом деле там может быть любая интересная музыка. Планировал группу из Марокко, например, пригласить, придумал даже место, где можно сделать три площадки одновременно. Просчитал бюджет – серьезные цифры, а хуже делать не хотелось. И пока я все это делал, обсуждал со спонсорами, еб…л кризис. И все. Ни спонсоров, ни денег. Сейчас есть одна маленькая зацепка, и если она неожиданно проявится, можно будет что-то сделать, а так нет. Я думаю, нет.

* Александр Липницкий – музыкальный эксперт, режиссер, телеведущий, в советские годы музыкант группы "Звуки Му".

Рок-агентство "Вечерний Сыктывкар", №8/1991:

Съехалось порядка пяти сотен участников, гостей, представителей прессы (об этом пишут все официозные газеты). После концертов в гостиницах проходили довольно интересные и иногда веселые оттяжные сейшена (об этом напишет "Контр’Культ’Ура").

В последний день фестиваля многих участников увезли в Горный Алтай посмотреть на чудесную природу (об этом не напишет никто).

Справка

Некоторые участники "Рок-Азии": Альберт Кувезин (Тыва), группы "Чолбон" (Мирный, Якутия), "Путти" (Новосибирск), "Миссия Антициклон" (Магадан), "The 9" и "Дядя Го" (Барнаул), "NLM" (Голландия), "Фрэнк Чиккенз" (Япония), Лю Сола (Китай), Дмитрий Ревякин, Янка Дягилева.

Фестиваль "Рок-Азия" проходил в течение недели, с 9 по 14 октября 1990 года.

Девизом его была фраза из "Военного советско-китай­ского разговорника" – "Фанся цянба!" ("Бросай оружие!")

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии