Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"Лежу в гробу и ржу". Актер драмтеатра Николай Мирошниченко решил провести юбилей весело

Николай Мирошниченко человек вспыльчивый, говорливый, задорный. На прошлой неделе ему исполнилось 60 лет, но он очень хотел, чтобы приглашенные на его юбилей друзья не загружались "серьезностью даты", а просто отдохнули и "больше думали о банкете". В качестве праздничной программы юбиляр предложил спектакль "Шутки в глухомани" с собой в главной роли. А на праздничный стол поставил закуски и коньяк собственного приготовления.

В разговоре с корреспондентом "СК" он рассуждал о возрасте, любви, актерском мастерстве, внешнем виде и внутренностях театра.

"…икра, балыки, фрукты"

- Решил играть "Шутки в глухомани", потому что хочется запомнить этот юбилей не как серьезное мероприятие. Думал так: пусть люди придут, отдохнут, посмеются. Я играю там деревенского парня и по сценарию умираю. В одной из сцен ребята говорят: "Кому охота в гробу лежать, когда мы тут выпиваем?" Мне самому так смешно делается, что я лежу в этом гробу и ржу, аж покачиваюсь!

…На одном юбилее на столе, кроме кильки, почти ничего не было. И мне показалось, что эта килька говорит: вот, мол, мы, актеры, такие бедные и несчастные! Я считаю, что на столе в юбилей должно быть изобилие: икра, балыки, фрукты. А так как у меня дача - то и из своего погребка угощения. Я готовился - засаливал помидоры в яблочном соку, в собственном соку, огурчики, горошек зеленый!

60 - цифра такая. Вроде бы уже… Я участвовал в юбилеях 60-летних актеров. Это такие степенные мэтры, которые понимают свое положение в театре. Они сыграли уйму ролей, у них есть все - слава, признание зрителей. Я этого не ощущаю. Чувствую себя лет на 50.

"Барнаул - зеленый"

- Кто-то зовет меня Николай, кто-то Саныч. В первые годы работы в театре называли Головастиком. А сейчас все больше Николаем Александровичем… Я живу в Барнауле уже 30 лет. Это срок. Да, мы с женой (Надежда Царинина - тоже актриса театра драмы. - Прим. ред.) хотели уезжать отсюда. И если бы наш сын Виталик не поступил в летное училище, нас бы здесь сейчас не было. А сейчас уже так обросли - дача, баня, машина. Ну как нам уезжать?

Мы очень долго не видели Барнаул летом. Уезжали на гастроли в мае, а возвращались в сентябре. Этот город для меня открылся и навсегда врезался в память в тот год, когда мы были на гастролях в Томске и через Барнаул должны были ехать в Семипалатинск. Был конец июня или начало июля. Директор дал нам три дня отдыха. И вот я вышел с вокзала и обалдел - БА-РНА-УЛ ЗЕ-ЛЕ-НЫЙ!!!

"Я - каменщик"

- Дом, который стоит у нас на даче, мы с Надежной вдвоем построили. Много ошибались, но доделали. Когда у меня случился инфаркт, я целый год не мог работать. Надя наняла каменщиков, они выложили веранду. Я приехал, захотел гвоздик в стену вбить, и вся кладка развалилась. На следующий год я взял эти кирпичи, нашел специальные книги и начал переделывать. Первые ряды получались криво. А потом - ровнее и ровнее. Так что я - каменщик.

Когда мне жена сказала, что мы возьмем участок, я в сердцах кричал: "Я артист и никогда не буду ковыряться в земле! Напиши, жена, это большими буквами на стене!" Я действительно не мог предположить, что буду копать, полоть, бороться с колорадским жуком, пахнущий коровяк разливать…

Мы живем сегодняшним днем. Так, как нам хочется сейчас. Вот машину сменили. От "Запорожца" перешли к "десятке". Хотя, казалось бы, зачем? В машинах я не разбираюсь. И теперь все время пугаюсь, когда мне компьютер показывает надпись "проверь двигатель". "Запорожец"-то ничего не показывал…

"Сейчас мои кардиологи ходят на спектакли"

- Мы со сценой друг к другу привыкали. Постепенно. Актеру нужно все почувствовать нутром, понимаешь? Все-все-все. И вроде бы в книгах по актерскому мастерству все написано: как играть возмущение, радость, уныние, какие жесты использовать, какую мимику. И вот ты все это прочитал, понял, впитал. А пользоваться этим, оказывается, нельзя…

Когда загримируешься, видишь перед собой другого человека. Даже по характеру. Походка меняется, пластика. В "Шутках в глухомани" я хожу на кривых, как колесо, ногах. Сам, кажется, уменьшаюсь. О красоте не думаю. Мне даже к юбилею постричься нельзя. Я играю сельского парня. А он должен быть лохматым, взъерошенным. Хоть юбилей, хоть не юбилей.

Актеру о внешнем виде надо думать. Но мы ленивые по натуре. Вставать в семь утра и бегать - это не для нас. Мне, например, больше нравится бассейн. Я все чаще вижу людей пожилого возраста, которые гуляют по городу. Они бегают или просто дышат воздухом. Наверное, с годами появляется желание прожить подольше и быть здоровым. Чуть пораньше бы об этом задуматься!

Год после инфаркта я не работал. Мог вообще не вернуться в театр - боялся. Сейчас мои кардиологи ходят на спектакли. И когда видят меня в сценах, где есть крики, плач, говорят: "Николай Александрович, ну нельзя же вам!"

Право актера

- Все свои удачи в театре я разделяю с режиссером. Глубокое заблуждение, что это мы, актеры, создаем такие роли. Это - режиссер. В одном случае - 50 процентов. Дай Бог! В другом - 80, 90, даже 100. Поэтому, когда я слышу, что какой-то актер говорит, что вот, мол, я через эту роль хотел показать то-то и то-то, я думаю: "Что ты треплешься?" Да что тебе режиссер сказал, то ты и сделал!

Я удивляюсь, когда молодые актеры приходят в театр, еще ничего не сделали на сцене, а уже лезут с советами, кричат на собраниях. В театре нужно иметь право. И право, не данное сверху, а право, завоеванное в коллективе.

Я понимаю, почему актеры стремятся почаще переезжать из города в город. Но мне кажется, что намного труднее жить в одном городе и удивлять зрителя новыми работами.

"В любовь верю"

- Семья актеров - это сложно. Особенно если кто-то более талантлив, более востребован. Нас с Надей так Господь создал, что мы оба в меру талантливы и оба востребованы.

Часто такими парами "пользуются" режиссеры. Могут разжечь конфликт внутри семьи. Одному, например, дают работу, а другого близко не подпускают. Но нас и это миновало. Хотя были такие ситуации, когда у меня не ладились отношения с главным режиссером. Надя играла, а мои роли сняли. Было трудно, конечно, но я этим воспользовался, чтобы себя занять: бах, и поступил в институт культуры, бах - пошел работать на радио.

В любовь верю. Да, она есть. Должна быть! Любовь - это предельное внимание к партнерше, "в глаза заглядывание".

Часто слышишь про актеров: "Этот фильм соединил их". Вот, значит, как они правдиво свои роли прожили.

Мы сейчас играем в спектакле "Скамейка". Если не веришь в любовь, ты не сможешь там сыграть. И мне с каждым голом все жальче и жальче героиню, которую бросают. И мне все больше хочется, чтобы в этом спектакле был другой финал.

"Легкий путь в театр"

- Когда я был маленький, я все хотел записаться в драматический кружок нашего улан-удинского Дворца пионеров. Я приходил туда, тянул дверную ручку на себя и никак не мог открыть. Раньше же помните, как основательно строили, массивно! А я был такой маленький! И тогда я еще не знал, что есть другой, легкий путь, - со двора, через служебный вход…

В седьмом классе я хотел быть машинистом. Тепловозы тогда только появились, и мне казалось, что я в Улан-Удэ сяду на этот тепловоз и доеду до самой Москвы! И это чудо, что я попал в театр!

Как про театр этот рассказать, не знаю… Почему-то у меня при мысли о краевом театре драмы перед глазами всплывает парадное крыльцо, а не служебный вход. Этот театр мне больше нравится снаружи. Наверное, просто не хочется говорить о проблемах, которые есть. Для меня существует парадный вход в дом, в котором я - внутри - работаю. И туда - внутрь - я бы не хотел никого пускать.

А хотел бы вот чего. Чтобы вы пришли, посмотрели спектакль, в котором я участвую. Но за кулисы я вас не пущу, это мое дело, как что создавалось, с кем я поругался… Ведь если так, то театр станет совсем другим!

Справка "СК"

Николай Мирошниченко, заслуженный артист Бурятии (1975 год), заслуженный артист России (1998 год).

Родился 21 февраля 1947 года в Улан-Удэ. В 1968 году окончил актерский факультет Новосибирского театрального училища, в 1987 году - факультет "режиссура театра" Алтайского государственного института культуры.

С 1968 по 1970 годы работал в Целиноградском областном драматическом театре.

С 1970 по 1978 год - в Бурятском государственном русском драматическом театре (Улан-Удэ).

С 1978 года - актер Алтайского краевого театра драмы им. В. М. Шукшина.

Николай Мирошниченко - это Швондер в спектакле "Собачье сердце", Санька в фарсе "Шутки в глухомани", Капулетти в трагедии "Ромео и Джульетта".

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии