На сцене нужно раскрывать роль, а не себя
В "Скрипаче" Александр играет Перчика - студента-еврея, решившего делать революцию. Этот персонаж Лопатюка вызывает смешанные чувства - иронию и уважение. И почему-то возникает ощущение: Перчик должен быть именно такой: блондин, невысокий, худенький. Добрый и оттого очень симпатичный.
- Этот спектакль нельзя играть, если у тебя нет вот этого еврейского состояния - какая-то доброта, улыбка и ирония должны быть, - считает Александр.
Он также уверен, что при исполнении любой роли актер должен влюбить себя в материал, встать на позицию персонажа, прожить его жизнь. "Нравится не нравится, надо делать и все, заставлять себя, настраивать. Чтобы на сцене не просто улыбаться, а чтобы искры от тебя в зал летели!" - горячится Лопатюк.
- А как вы себя настраиваете?
- Прихожу перед спектаклем, начинаю орать, как недорезанный пингвин. Вот соседи по гримерке не дадут соврать. Я не оканчивал консерваторий и даже распеваться не умею. Потому распеваюсь на "Бременских музыкантах". Показать, как? (Неожиданно голосит так, что из соседних комнат выбегают актеры.) Взбодрюсь таким образом - и на сцену.
- Как вы добиваетесь того, чтобы люди при виде вашего персонажа рыдали от хохота?
- Я просто всегда рву… скажем так, попу. Нас учили выходить и не халтурить на сцене, всегда выкладываться. Есть благодатный материал, который, если только ты не мертвый человек, всегда обречен на успех. Есть и такой, с которым сложно. Во время учебы я играл в пьесе "Полет над гнездом кукушки" по Сэллинджеру. Сразу и бармена, и старого Спенсера, и мистера Антоллини. Над каждой ролью нужно было серьезно думать. Нужно пытаться на сцене раскрыть роль, а не себя. Показать весь свой пафос на сцене - не моя задача.
Его узнают в булочных города и знают в селах края
- Неоднократно была свидетелем того, как зрители выкрикивают ваше имя после спектакля, вашу игру обсуждают, ею восхищаются. Узнают ли вас барнаульцы на улицах, скажем, в булочной?
- Как-то на Новом рынке, как раз в булочной, где торгуют расстегаями, подал тетеньке деньги, попросил пару булочек, а она как завопит: "Ой! Это ты! На, забери бесплатно! Как ты хорошо играешь!" Всучила мне какие-то слойки и деньги принять отказалась.
- Чем помимо актерской работы занимаетесь?
- Я написал и поставил в нашем же театре музыкальную сказку "Ослик и гусыня", у меня есть домашний кукольный театр. Много времени посвящаю семье. У меня только официально трое детей. Старшая дочь, ей 18 лет, учится на юриста. Младшая - во втором классе, играет на скрипке. И есть сын Савелий, ему три месяца. Но я успеваю заниматься и другими делами.
- Например?
- Уже несколько лет подряд летом я устраиваю выездные гастроли по краю. Всем театром выехать сложно - у нас слишком большая труппа, громоздкие декорации. Поэтому едем небольшой компанией, показываем программу, рыбачим заодно. Сейчас думаю к 60-летию Победы сделать программу "Письма с фронта" и снова отправиться в путешествие. Конечная точка - Турочак.
- В компании с вами только актеры музкомедии?
- Из других театров тоже. Есть некое актерское братство все еще. Хотя мне кажется, что сейчас некоторые актеры иначе свою профессию понимают. Для них конкуренция нездоровая, грызня закулисная являются нормой, как они считают, классикой театра. Я бы хотел, чтобы актеры не тянули одеяло на себя, а работали на идею, вместе, помогали бы друг другу.
Справка "СК"
Александр Лопатюк родился 4 января 1968 года. Окончил БГМУ, отделение "Актер драмы". Работал в театре кукол, Бийском драмтеатре. С 1995 года играет на сцене театра музкомедии. Среди ролей Лопатюка - Джерри ("В джазе только девушки"), Бальзаминов "Сватовство по-московски", Хоакин Мурьета ("Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"), Расплюев ("Игра"), Иуда ("Иисус Христос - суперзвезда"), Осип "Инкогнито из Петербурга", Телемак ("Пенелопа"), Леон ("Милые грешницы").