Книга задумана как наш ответ приключениям Гарри Поттера. В своё время Чудакова с удовольствием прочитала книги о знаменитом ученике школы волшебства Хогвартс, а потом полюбопытствовала, что пишут российские писатели для детей. Прочитав немалое количество книг, она разочаровалась и решила порадовать юных читателей качественной литературой.
– В 2003 году я вдруг увидела, что нефантастических книг для подростков о сегодняшней России просто нет – авторы явно не решаются брать на себя ответственность. Кроме того, я поняла, что в семьях дети слышат такие разговоры взрослых (взрослые будто вдруг перестали сознавать, что дома их слышат дети), которые ничего, кроме отвращения к жизни в своей стране, вызвать не могут. Но не могут же все разом сняться, как стая птиц, и покинуть Россию!.. Пришлось писать для юных её граждан. А детектив – чтоб читали!..
От 10 до 16
"Дела и ужасы Жени Осинкиной" – дебют Мариэтты Чудаковой в детской литературе. До этого она писала научные работы в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики.
Перед тем как сдать рукопись в издательство, писательница проверяет текст на своей внучке, которой и посвящён трёхтомник. Несмотря на то что реального прототипа у героини нет, Чудакова верит, что девочка эта реально существует. "Иначе бы не получилось писать", – говорит она.
– Моя книга адресована не взрослым под прикрытием "детской" формы, как нередко бывает, а исключительно детям и подросткам. В этом и была трудность работы. Мой мысленный адресат – ребёнок от 10 до 16 лет. Оказалось, что книгу читают (иногда вместе с родителями, чаще сами) и семилетние. Это было сюрпризом. Особенно когда сотрудница журнала "Знамя" рассказала мне, что её внучка вообще не читала. И вдруг на даче взяла мой первый том и ничего не делала, пока, к восторгу близких, не дочитала до конца.
В "Делах и ужасах" Мариэтта Омаровна рассказывает о путешествии главной героини Жени Осинкиной из Москвы в Республику Алтай, во время которого она старается оправдать человека, обвиняемого в убийстве 17-летней девушки.
По сюжету героиня путешествует на автомобиле. Такой способ передвижения выбран писательницей не случайно. Она и сама исколесила всю Россию на машине:
– Едучи на машине, видишь страну, в ней много печального и даже ужасного. Когда я еду в какой-то город, обязательно заезжаю в сельскую школу (а порой и не в одну) – дарю книги, провожу блиц-викторины с премиями – по русской литературе и истории.
Закоснеть успеют
В одной из глав последней части путешествий Мариэтта Чудакова затрагивает одно из самых громких алтайских дел – эпизод с охотой на архаров в горах Алтая.
"Так… Ещё один!.." – главный лесничий одного из угодий Ножев тихо, хоть в комнате никого и не было, выругался и сделал звук в телевизоре посильней. Хотя он всё основное уже услышал. Подробности ничего не меняли.
Что творят российские начальнички! Будто крепостное право на дворе, и они в своих вотчинах куролесят. В угодьях своих охотятся. С крепостными егерями.
И откуда замашки-то такие барские? Помещиков, вроде, давным-давно извели, а посмотри, как в роль легко входят! Метко русский народ сказал когда-то – "Из грязи в князи". Князей-то Рюриковичей простой народ признавал, уважал – поскольку они как раз умели себя вести сообразно со своей родовитостью. Трубецкие, Вяземские, Оболенские, Волконские, Голицыны… Ножев много про них про всех читал. Они знали, что много древней Романовых – царствующей династии, и детям своим внушали: "Ты должен скромнее всех себя вести – за тебя твоя фамилия говорит!" А вот из грязи-то в князи – хуже нет. Надо ж во что бы то ни стало значимость свою доказать! А то никто не поверит…"
Писательница внимательно следит за тем, как развиваются события вокруг этой нелицеприятной истории:
– Надеюсь на наказание виновных – в первую очередь ради детей. Дети должны видеть, что зло наказуемо.
Я не боюсь остаться непонятой, разговаривая с детьми на взрослые темы. Дети умнее, любознательнее и проницательнее, чем о них думают многие взрослые. Глава об архарах адресована детям и подросткам, а не их родителям. Я обращаюсь к их чувству справедливости. Хочу приучить реагировать на подлость. Закоснеть успеют.
Дружба с Алтаем
Помимо книжных перипетий с Республикой Алтай Чудакову связывает её общественная деятельность. Первый раз она попала сюда в 1996 году как член Президентского совета.
– Это была целиком моя собственная идея – поехать в выборный год в самые отдалённые места и отвезти книги в сельские школьные библиотеки – куда книги, как я знала, не поступают с 1990 года, то есть там нет ничего, что мы издали, когда отменена была цензура. Всё это я проделала и, посмотрев окрест, увидела очень красивую страну, очень бедное население, очень довольных чиновников. Прикинула: 200 тысяч населения… Не миллионы. Как раз такое количество, которому реальную помощь может оказать один человек. Объехала за два года все районы, оказывая посильную помощь. Узнала, что Чемальский район – единственное место в России, где от туберкулеза лечит воздух. Я, конечно, проверила это мнение у фтизиатров с большим стажем. И стала помогать республиканскому детскому противотуберкулёзному санаторию.
Борьба за санаторий
Когда москвичке позвонили жители Алтая и сообщили, что в Эликманаре сначала закрыли отделение для детей от году до трёх, потом до семи лет, она силами общественности организовала ремонт и открытие обоих отделениий. В этом Чудаковой помогли Борис Акунин, Валентин Гафт, Ольга Остроумова, коллеги писательницы из Европы и Америки. Летом 2003 года комиссия Новосибирского института туберкулёза посмотрела отделение для детей от года до трёх и заявила: "У нас к вам замечаний нет: ваше отделение – лучшее в Сибирском округе!"
Но в прошлое лето отделение в Эликманаре сократили на 30 коек, а с этого лета оно вообще не работает, все дети отправлены в Чемал. И это несмотря на то, что четыре года назад активисты во главе с литератором заказали в Барнауле проект двух одноэтажных корпусов для детей от году до трех лет, заложили фундамент, этой весной начали строительство зданий. Теперь территорию детского санатория, с велотреком для малышей, каруселями, качелями и домиками, передают Чемальскому муниципалитету, а в корпусе для детей Министерство труда будет вести прием населения по делам занятости… Скоро состоится суд, на котором общественникам-активистам предложат снести построенное, выкопать фундамент и загрунтовать ямы. Но Мариэтта Омаровна отступать от своих целей не собирается: "Я-то бороться за интересы алтайских детей буду до конца. Но не отказалась бы увидеть рядом мужские плечи, например - крепких сибиряков".
Во время встреч со своими юными читателями и участниками блиц-викторин Мариэтта Чудакова спрашивает их имена и фамилии и записывает в маленькую записную книжку.
– Я езжу по городам России. Вижу, сколько в регионах проблем, сколько бед… Не всем удается помочь. От этого бывает тяжело. И тогда я открываю вот эту записную книжку и просто читаю детские имена. Например, живет на Алтае способный мальчик Петя, а в Ухте девочка Катя, которая прекрасно знает Пушкина… И сразу возникает надежда, появляются силы бороться с несправедливостью.
Справка
Мариэтта Чудакова – российский литературовед, член Европейской академии, писательница, мемуарист, общественный деятель. Окончила филологический факультет МГУ. С 1965 по 1984 год работала в отделе рукописей и в других отделах Государственной библиотеки СССР им. Ленина, затем преподавала в Литературном институте им. М. Горького, где профессорствует и сегодня – на кафедре литературного мастерства. В 1994–2000 годах работала в составе Президентского совета (консультативного органа при президенте РФ), а также являлась членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. В 2006 году образовала вместе с жителем Алтая Андреем Мосиным общественную организацию "ВИНТ", которая объединяет ветеранов боевых действий и представителей интеллигенции.