Со щитом, но без палочки
Маэстро выступал в нашем городе первый раз. Он и его музыканты приехали сюда из Кемерова незадолго до концерта. Публика - в основном бизнесмены, чиновники и творческая интеллигенция - смогла сравнить его выступление с концертом Владимира Спивакова, побывавшего в Барнауле прошлой осенью. Средняя стоимость билета (около 1500 рублей) была заметно выше, чем на концерт Спивакова.
Юрий Башмет был куда более требовательным - специально для него изготовили и поставили на сцене фанерный квадрат на ножках. Маэстро рассказал корреспонденту "СК", что на сцене, где нет перил для дирижера, он чувствует себя крайне неуютно и скованно, "нужен хоть какой-то щит". У Башмета есть еще одна странность: он дирижирует без палочки - так удобнее. И еще: для своих выступлений он всегда выбирает малоизвестные произведения.
В Барнауле "Солисты Москвы" исполнили сюиту Регера, симфонию Шостаковича "Тринадцатый", симфонию Свиридова для струнного оркестра, недописанный концерт Моцарта для скрипки, альта и виолончели. Все эти произведения либо никогда никем не исполнялись, либо были представлены в новом изложении. На бис барнаульцы получили произведения Такимицу, Шнитке, Шостаковича и Вивальди.
Благодарили стоя. Дарили цветы, а после организовали банкет, на котором для Башмета играли мастера хрустальной гармоники. "Ваша публика - с хорошим чувством юмора. Многие явно были впервые в жизни на концерте классической музыки – хлопали искренне, но раньше времени. Хотя в этом может быть виновато и само произведение, когда непонятно, пауза это или финал, и наше исполнение", - делился впечатлениями с корреспондентом "СК" Юрий Башмет.
Юрий Абрамович - перфекционист. Он не устает работать над произведениями, которые исполняет. А еще Юрий Башмет… пишет музыку. Правда, в основном это фортепианные произведения, которые он не исполняет на широкую аудиторию.
Родной брат инструмента Моцарта
- Юрий Абрамович, пока мы тут с вами беседуем, не случится ли чего с вашим альтом?
- Думаете, его могут украсть?! Вывезти за границу? Для этого нужно получить на него паспорт с фотографией, инструмент будут сверять с документом. Мой альт со мной с 1972 года. Я купил его по случаю за 1500 рублей. Деньги заработал, играя "Битлз" на гитаре. Это родной брат инструмента Моцарта – его создал мастер Паоло Тесторе в середине XVIII века. Мне повезло: я был первым альтистом за 230 лет, которому разрешили играть на альте Моцарта в Зальцбурге. Это была политическая акция, исключительный случай, когда политика помогла музыке. Я настоял, чтобы вместе со мной на скрипке Моцарта сыграл Олег Коган, это было за два месяца до его смерти. Когда я взял в руки этот инструмент, чувства эти передать не могу, нет слов. Посмотрел внутрь, увидел тот же почерк и имя, что и на моем альте.
- Вы им, наверное, дорожите больше, чем жизнью?
- Дважды жизнь моего альта подвергалась риску из-за моей беспечности. После одной из моих первых фотосессий фотограф попросил добросить его до Солнцева. У меня был тогда "Запорожец". Появилась супруга фотографа, у нее много сумок. Потом выяснилось, что еще мешок картошки надо перевезти.
Все это мы размещаем в машине. Выезжаем. Прохожие странно смотрят на мою машину: впечатление, как будто стоишь на сцене, а у тебя ширинка расстегнута. Не понимаю, в чем дело. Вышел на трассу, разогнался, и вдруг слышу тупой стук. Жена фотографа комментирует: ой, вы скрипочку свою на крыше забыли. Я вижу: как торпеда на воздушной подушке, несется по дороге моя скрипка, только пыль в стороны разлетается!
Зажегся светофор, ринулись автомобили. Я уже представил, что будет…Прежде всего, что будет с моей мамой. Какие-то молодые люди забрали футляр с трассы, перенесли на пешеходную дорожку, бросили небрежно, как сумку. Я открыл его и думал, что там - одни щепки. А он даже не расстроился, напротив, стал еще лучше звучать. А второй раз альт пострадал, когда я облокотился на шкаф в общежитии. Инструмент лежал на кровати, а на шкафу сидела большая кукла с соской. Она рухнула, ударила соской по верхней деке.
Не жалеет, что остался в России
- Вас, наверное, нужно в Книгу рекордов Гиннесса вносить, Юрий Абрамович, по количеству полученных наград. Я знаю, что вы носите звания заслуженного артиста РСФСР, народного артиста СССР, вы лауреат премий Аward-1993 и Sonnings Musikfond, награждены орденами Франции, Италии, Литвы, Украины, России. Где вы храните ваши ордена?
- Все мои награды прикреплены к одному пиджаку. У меня нет какого-то сейфа, в котором бы они все лежали, к сожалению, у меня абсолютно безалаберное отношение к наградам. Хотя иногда они приносят пользу: когда-то Ростропович с помощью французского ордена так спас контрабас моего музыканта в Париже. Я уже улетел, а оркестр ждал своего рейса. Контрабасист пошел курить, а во Франции все, что остается без присмотра, отвозят в специальный бункер и там взрывают. Ростропович показал орден, и инструмент вернули.
- Вы, наверное, много иностранных языков знаете.
- Если выпью порядочно, то могу общаться с итальянцами и французами легко. Не знаю, откуда это знание берется - никогда нарочно не учил. Английский знаю свободно, хотя и не вполне грамотно; украинский, естественно, польский. А по большому счету, ни одного не знаю, и русского тоже.
- В 1991 году музыканты первого состава "Солистов Москвы" решили остаться жить во Франции. Вы не жалеете, что тогда выбрали Россию?
- У меня дочь училась тогда в Московской консерватории, я не мог поступить иначе. В советское время, приезжая в любую страну, я знал, что за моей спиной мощнейшее государство. Во время перестройки я чувствовал к себе отношение как к представителю страны третьего класса. Когда начались новые времена, при Путине, ко мне вернулось спокойствие иностранца, который приезжает из нормальной страны в Европу. Мне достаточно два раза в году там сыграть, мне не нужно там жить, зачем?
- Довольны ли вы сейчас судьбой своих детей?
- Дочь пошла по моим стопам, иногда мы гастролируем вместе. Сын играет на флейте, рояле, хотя его никто не учил, неплохо рисует, но учится на экономике. Скрипка ему не далась.
- Современную музыку послушать вам не приносит? Папиным просвещением не занимается?
- Нет. Я всех спрашиваю: что сейчас есть такое мощное, как в наше время джаз-рок, "Битлз", что стоит послушать? И не нахожу. Есть неплохие вещи у Мерайи Кери, у Стинга, но не более.
- Чем вы увлекаетесь, кроме музыки?
- Мое хобби - это музыка, и мне за мое хобби еще и деньги платят! Русский бильярд люблю, казино. Очень люблю кино, могу читать книгу без остановки, не спать, не есть. Из последних открытий - роман молодого автора Павла Санаева.
- Когда человек не может оторваться от музыкальной записи, книги, это значит, автор - Мастер?
- Критерии мастерства для меня такие: когда о проблемах общечеловеческих говорится с импровизационной дистанцией. Когда не видно, КАК создано произведение.
…Вроде бы нехитрое дело - смычок, ноты, четыре струны. Только извлечь из альта такие звуки, чтобы в восторге и наслаждении замирало сердце, может не каждый. И, к сожалению, запись на диске не в состоянии воспроизвести игры Маэстро "вживую". Будем надеяться, что Юрии Башмет выступит в Барнауле еще не раз.
В Барнауле концерт Юрия Башмета состоялся благодаря ЦРК "Креатика" и поддержке "Альфа-банка". Автор благодарит вице-президента "Альфа-банка" Дениса Кусенкова за помощь с организации эксклюзивного интервью.
Справка "СК"
Юрий Башмет родился в 1953 году. Окончил Московскую консерваторию. С конца 70-х годов выступает в лучших концертных залах Европы, США и других стран. Профессор Московской консерватории, автор телепрограмм "Вокзал мечты" и "Музыка в музеях мира". В1992году создал оркестр "Солисты Москвы"; руководит симфоническим оркестром "Новая Россия".