– Правда, Коичи пришлось переделывать вкладыш альбома, – смеётся Болот, – Сначала Джон там написал: "Коичи Магиками с двумя монголами…".
– С Коичи мы давние друзья, – поделился Байрышев. – Я часто бываю у него, он у меня в гостях. После того как он с женой съездили к нам в горы (Болот Байрышев живёт в Республике Алтай. – Прим. ред.), у них родился сын. Назвали его Кайчи, что значит "сказитель".
В августе-сентябре Коичи и Масо приедут на Алтай. У группы "АЯ" запланирован гастрольный тур в Республику Алтай, после музыканты, возможно, дадут концерты в Барнауле, Новосибирске и других сибирских городах. В это же время в Горно-Алтайске планируется открытие русско-японского центра.
– А пока весну встречаем, – говорит Болот. – Катунь бурлит, колба вылезла. Приезжайте в гости!
На днях в гости к Болоту приезжал из деревни его дед – Алтаец Язнаев, ветеран войны.
– В честь нашего фронтовика собрались все дети и внуки, – рассказывает Байрышев. – Он вернулся с войны только в 1948 году, ещё и с бендеровцами воевал. Я поставил коньяк, посидели. Попили и попели.
На вопрос "Не зазнаетесь ли вы сейчас, Болот, как знаменитость?" Байрышев ответил:
– Как этим заболеть? Мне некогда просто. Любой артист проходит через испытание сценой. Я это уже давно прошёл. Наоборот, стараюсь помогать молодым кайчи. Здесь такие хорошие голоса есть! И вот ещё что скажу: это же не я пою! Это горы поют! Я лишь посланник.
О чабанском детстве
- Я родился в Усть-Канском районе, в селе Кырлык,- там долины, горы. Моя мама работала чабаном всю жизнь. С малых лет я был в горах, дышал ими. Теперь стараюсь своим пением передать их красоту. Вся моя семья была музыкальная. Бабушка, мама, дядя играли на разных инструментах.
Об "университетах"
По образованию я тракторист. Но с детства много читал героического эпоса. Слушал наших великих сказителей, которые оставили после себя много записей. Участвовал в самодеятельности много. И всегда знал, что выйду на большую сцену. Ждал это время и внутренне был уверен.
О Родине
Я всегда чувствую ауру Родины. Даже на расстоянии. Я объездил всю Европу, Азию, в Москве был долгое время. Но без гор Алтая не могу. Когда долго дома не бываю, песни об Алтае приходят. Мелодия сама просыпается. Чем больше удаляешься от Родины- размышляешь, какие ошибки сделал. Песни мои о Родине, о горах Алтая, о матери, о друзьях.
О минутах печали
Когда мне очень тяжело, с кем-то пью. Но всегда говорю про себя: "Алтай, я твой сын из рода Тодош. Дай мне дорогу, дай мне сил преодолеть эту преграду".
О даре
- Если Бог дал дар, его надо вовремя поймать. У каждого есть ангел-хранитель. Надо его чувствовать, и он подскажет. И заниматься своим делом, правильно использовать жизнь. Еще очень важно общение и риск. Когда мы начинали диск делать, денег вообще не было. Но я знал, что это все вернётся.
Евгений Колбашев (первый продюсер музыканта) о Болоте Байрышеве:
На Алтае все поют. В Туве тоже поют, и тувинская техника даже больше впечатляет. Но у Болота есть то, чего нет у тувинцев. Во-первых, мощь такая. И энергия из него прёт, шаманский драйв. Как фигура, он колоритней многих.
О том, как Колбашев и Болот летели с Чичолиной
- Летели из Рима, посадка была в Милане. Зашла тетка с длинными ногами. Экипаж к ней вышел. Узнаю- Чиччолина. Бужу Болота: "Вставай". Это же Чиччолина. Он открывает глаза, философски спрашивает: "Кто это?". И снова засыпает. А мы с Чичолиной пили виски за наш сибирский новый год.
О том, как был выпит подвал с вином
- Однажды мы с Болотом поехали на фестиваль. Так получилось, что не доехали. Организаторы не проплачивали дорогу. Я понял, что нас кто-то обманывает. Тормознулись в Вене. Нас принял чувак, который торговал венгерским вином. У него дома был подвал. Он оставил нам ключ и телефон. Мы у него выпили весь подвал. И даже какую-то драгоценную раритетную бутылку. Ну мы же не знали.
О Болоте и нотах
В Италии мы попали в состав, где играли мегамузыканты, его собрал известный клавишник Джо Завинул. Перед концертом один из гитаристов подходит к Болоту и спрашивает: "Ты эту вещь поёшь в ре?".
-В ре, - отвечает Болот, подумав немного
-Подожди, а на репетиции ты поёшь, то в ре, то в соль
-В соль, - отвечает Болот.
-А как же тогда лучше играть?
-Какая тебе разница, - говорит Джо музыканту. - Ты пристраивайся сам.
Один из продюсеров Уитни Хьюстон однажды услышал Болота и попросил исполнить самую верхнюю и нижнюю ноту сразу, потом самую нижнюю и среднюю. Болот справился. Продюсер завопил:
- Мне надо закрывать свою школу! А вы должны стать миллионером. Потому что так спеть нереально".