Зрители оценили эту интригу, как очень хороший рекламный ход и охотно пошли на последующие премьерные показы. И в фойе могли увидеть главного режиссера, лихо прыгающего на костылях.
- Вы думали, что это "утка"? - изумляется Владимир Золотарь, главный режиссер театра и постановщик спектакля. - Это абсолютная правда. У нас тут полное безумие, честно говоря...
Перед началом первого спектакля на сцену вышел директор театра Владимир Мордвинов и объяснил зрителям сложившуюся ситуацию:
- Грипп подкосил наши силы. Артист потерял голос и восстановил его всего на 30 процентов. Если во время спектакля у него пропадет голос, читать текст будет главный режиссер Владимир Золотарь.
Артист Дмитрий Мальцев "разговорился" только к третьей премьере, 22 февраля.
- Сегодня уже значительно лучше, а вчера я за него последние три сцены договаривал в микрофон, - говорит Золотарь. - У Димы не было голоса вообще, был только шепот. Первый спектакль он худо-бедно отхрипел, второй отхрипел до середины второго акта... Микрофон все время заряжен - я готов его заменить. У нас с Димой оговорены условные сигналы, если он почувствует, что летит голос - даст мне знать.
Мальцев каждый день тратит по нескольку часов на лечебные процедуры. В антракте пьет чай с лечебными травками. Он лишился голоса из-за гриппа: перенес его на ногах, некогда было отлеживаться - готовили спектакль. - Это Димин подвиг, что мы не сняли спектакль из репертуара, - считают в театре.
"Великодушный рогоносец" - история о человеке, одержимом ревностью. Он подозревает свою жену в измене и, чтобы не терзаться в сомнениях (а вдруг зря?), решает убедиться в ее неверности. И для этого заставляет ее переспать сначала с одним, потом с другим, потом... Она соглашается, потому что живет ради него, и делает все, что он хочет. А он мучается от того, что она соглашается... В результате два счастливых, любящих человека становятся грустными коверными клоунами, несчастными уродцами... Не трагедия, а фарс. Жизнь насмешкой мне казалась - так оно и оказалось. Все как в жизни.
"Уже самую пьесу я считаю издевательством над мужчиной, женщиной, любовью и ревностью, издевательством, простите, гнусно подчеркнутым театром!" - возмущался в свое время нарком Анатолий Луначарский, посмотревший "Рогоносца" в постановке Всеволода Мейерхольда.
- "Рогоносец" - история о человеческом крушении, - говорит Золотарь. - Героя заводят в тупик черезмерная любовь и черезмерный дар воображения. А с другой стороны это, вульгарно говоря, история про ангела, которого кидают через все девять кругов ада. Стелла (главная героиня) нравится нам своей любовью к мужу, но в силу своей любви становится и жертвой, и шлюхой. Она испролняет все, что он предлагает, а он кладет ее под всю деревню. Этот парадокс безумно интересен... И наш спектакль - медитация на тему страсти.
Зрители, с которыми мы поговорили в антракте, отзывались о спектакле благодушно: "Очень хорошо! Такая грустная и страшная сказка для взрослых". "Там в одном месте героиня демонстрирует грудь - это уместно и совем не вульгарно. Тем более, что грудь очень красивая." "Дима Мальцев играет просто потрясающе! Его рогоносец получился смешным, виноватым и несчастным"...
Кстати, многие зрители впервые увидели Дмитрия Мальцева на сцене театра и просто изумлялись: откуда этот замечательный актер? Да это просто Костя Райкин какой-то! Неужели наш, "драмовский"?
Между тем, Дима работает в театре уже давно, просто в последние два-три года его актерская судьба не очень складывалась. Некоторое время он считался перспективным молодым актером, подающим большие надежды, потом пришелся не ко двору бывшего главного режиссера Юрия Пахомова и уже собирался увольняться из театра...
- Работать с ним трудно, - говорит Золотарь. - Мы страшно ругались, он уходил с репетици в слезах. Мы ссорились, спорили. Он всех просто извел, все время бегал в цеха и справлялся, что готово, а что нет... Им была затрачена титаническая энергия, и теперь это прекрасно работает на сцене.
История рогоносца разыгрывается в пространстве странных декораций, напоминающих цитату из Мейерхольда: абстрактная деревянная башенка, павильон, деревянные лесенки, бочки, веревки... Конструкция внутри конструкции: действие происходит как бы во внтуреннем пространстве главного героя.
- Он и так придурок, белая ворона, - говорит Золотарь. - Если показать его глазами жителей этой деревни - зрителю пришлось бы три часа на идиота смотреть. А так все деревенские персонажи воспринимаются как его фантомы.... Спектакль идет три с лишним часа, с двумя антрактами. Но долгое действие не утомляет, а затягивает. "КП" настойчиво рекомендует тем, кто еще не видел "Великодушного рогоносца", обязательно посмотреть этот спектакль. Даже самые строгие театральные критики признают, что это большое событие в культурной жизни Барнаула.