Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Меценатский «пирог». На что потратят благотворительные пожертвования предприниматели края

О том, что мешает развитию благотворительности на Алтае, дискутировали на днях предприниматели и меценаты, представители законодательной власти и краевой Общественной палаты в издательском доме «Алтапресс». «Круглый стол» на эту тему прошел 15 мая. Идеи, которыми обменивались участники мероприятия, организованного по инициативе Алтайского краевого общественного фонда Алексея Смертина «Юные дарования», попытался обобщить корреспондент «ВД».

Меценаты есть, но проблем гораздо больше

За несколько дней до этого заседания среди предпринимателей края был проведен небольшой опрос на тему «Что вам мешает заниматься благотворительностью?». Их ответы, по словам редактора «ВД» Максима Герасимюка, можно было бы свести к нескольким соображениям. Во-первых, участники опроса посетовали, что между бизнесом, властью и общественными организациями в этом деле нет «системы взаимодействия». Во-вторых, указывается на не совсем четкое понимание краевого закона о благотворительности. Третья причина – «маловато культуры меценатства, да и единомышленников, готовых поддержать доброе дело не только средствами, но и личным участием». В общем-то, ради того, чтобы объединиться и попытаться решить все эти проблемы благотворительности, и затевалось обсуждение.

Когда есть желание помочь молодым талантам, которые не способны пока пробиться наверх и достичь высоких результатов, объединение кажется простым и естественным решением проблемы. Можно растить спортивные таланты, как это делает создатель собственной футбольной школы на Алтае, экс-капитан сборной России Алексей Смертин. Можно зарабатывать и помогать подающим надежды художникам, как это делает телеведущий программы «Афиша», руководитель компании «Б-12» Вадим Климов. Трудно переоценить участие «Ротари-клуба» в адаптации к условиям жизни детей со слабым слухом, проживающих в Алтайском крае. Единомышленников, вдохновленных зарубежными бизнес-технологиями, которые позволяют состоятельным людям покровительствовать талантам, сохранять выдающиеся произведения искусства и архитектуры, сегодня в стране много. Но, как сказал Геннадий Шейда, член Общественной палаты Алтайского края, «и проблем в стране сегодня накопилось столько, что этот благотворительный «пирог» размазывается и результатов не видно».

Благотворительность действительно в любой стране приумножает сегодня и хлеб, и зрелища, которые может предложить человеку государство. Поэтому никто из участников «круглого стола» не спрашивал, что важнее – раздавать нуждающимся булочки или содержать памятники архитектуры по примеру итальянских банкиров? Нужно делать и то, и другое. Но состоятельный человек понимает, что вложения в конкретную личность эффективнее, если средства пошли на коллективную социальную защиту. Еще лучше – если это вложение еще и в местную достопримечательность, как, например, в барнаульские здания демидовских времен. Поэтому не удивительно, что алтайские предприниматели озвучивают похожий мотив: «Нужно сделать что-то такое, дабы украсить столицу края шедевром нашего времени, который туристам со всего мира стоило бы приехать и посмотреть». И этот мотив есть не только у предпринимателей.

Слышать об этом приходилось и от банкиров, и от журналистов, и от врачей. Быть может, похожее убеждение зреет и в депутатской среде краевой законодательной власти, которую представляла Ирина Солнцева. В самом деле, наверное, пора на Алтае создать нечто уникальное. Если не музей мадам Тюссо, то…

На чьи деньги удивлять будем?

Любопытно, что при этом особых надежд с налоговыми послаблениями предприниматели не связывают. И по-разному себе представляют, под чьей эгидой имеет смысл объединиться: при АКЗС, администрации Алтайского края, на уровне муниципальной власти или при краевой Общественной палате. О том, кто будет направлять всю деятельность по благотворительности, договориться не сложно. А вот на чьи деньги удивлять будем? Это вопрос, который во время «круглого стола» так и не был задан.

Внешних барьеров на пути меценатов как будто бы нет. Как нет и больших льгот организациям или индивидуальным предпринимателям. Впрочем, налоговые послабления заниматься благотворительностью заставить никого не могут, если к этому делу не лежит душа предпринимателя. В этом Павел Тулин, директор компании «Старые традиции», абсолютно прав. Никто ведь не заставляет Александра Ракшина, владельца сети «Мария-Ра», тратить на социальные нужды края более 23 млн. рублей в год. И дай бог, как сказала Елена Щуревич, пресс-секретарь компании «Ледь», всем предприимчивым людям зарабатывать столько, чтобы позволить себе такие же социальные инвестиции. Важно, чтобы и за малые, и за большие дела власть не забывала благодарить своих партнеров.

Если говорить о том, что мешает меценатству на самом деле, то почти все причины – внутренние. Они живут в самих людях, которые готовы покровительствовать юным талантам. Но отсутствие системного подхода, опыта в работе с долгосрочными проектами, незнание технологий привлечения инвестиций не дают им развернуться. Все это входит в понятие культуры меценатства. Правда, люди состоятельные говорить об этом были попросту не готовы. Мария Бутина, член Общественной палаты, лишь слегка коснулась причины, которую можно считать в теме заявленного разговора основной.

Дело в том, что все мы живем в дотационном регионе. И этот факт, к сожалению, еще не изменил благотворительные проекты психологию человека, который собирается реализовать в родном регионе свой потенциал. Любой благотворительный проект - это социальное партнерство, и к раздаче милостыни отношения не имеет.

Предпринимателям еще предстоит найти в своих рядах лидера, уровень знаний и культуры которого достаточен, чтобы начертать векторы развития меценатства на Алтае. И не стоит рассчитывать, что это произойдет уже завтра. Зато сегодня есть люди, готовые предложить идею, реализация которой даст необходимый опыт и знания о том, как делаются благотворительные проекты. Идея есть у Евгения Борисова, директора благотворительного фонда «Юные дарования». Фонд, покровительствующий юным и наиболее одаренным спортсменам региона, собирается в конце года провести чествование 10 самых лучших спортсменов и приглашает к участию в этом деле всех желающих. Как знать, может быть, сегодня предприниматели могут оказать поддержку победителю зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Впрочем, идеи могут быть и другими. Важно, чтобы желание сделать доброе дело было искренним.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии