Но про этот театр многое можно понять, если зайти к ним в разгар рабочего дня - часов в восемь вечера. В гримерке пацаны с золотухинского курса поют под гитару хорошую песню. На диване в коридоре спит усталый актер. На сцене - репетиция. Директор несет из "Пятерочки" огромный пакет пряников: сейчас все будут пить чай. Они здесь не работают - живут.
Татьяна Козицина рассказывает о жизни МТА иронизируя, похохатывая - то есть ведет себя как подобает директору стоящего на пороге славы театра. Такой человек может позволить себе скромность и самоиронию...
Пять маленьких монологов большого директора
* * *
- У меня две мечты: получить "Золотую маску"* и чтобы нам отремонтировали здание БМК (здание передано театру администрацией края семь лет назад. - Прим. ред.). Если не отремонтируют - плохо дело. Но надежда меня почему-то не покидает. В любом городе лучшее здание принадлежит театру для детей и молодежи. Я хочу верить, что так будет и у нас. Это было бы исторической справедливостью. Свой первый спектакль, "Именем революции", ТЮЗ (так раньше назывался МТА. - Прим. ред.) играл на сцене ДК БМК в 1958 году. Почти 50 лет назад. Было бы правильно, чтобы театр туда вернулся.
* * *
- Мне кажется, театр сейчас - последний оплот, где ребенок может приобщиться к настоящему искусству. Посмотрите, какие у нас низкие цены на билеты! Я человек, многим в жизни нагруженный, телевизор вообще не могу глядеть – меня все раздражает. А что возьмет из этого ящика невзрослый еще человек? Я нисколько не сочиню, если скажу, что мы живем на передовой.
* * *
- …И тут я выкрикнула свою бессмысленную, но, видимо, уже бессмертную фразу: "Может, мы на пороге славы!" Слушайте дальше. На премьере "Ревизора" Городничий - Золотухин раздает всем чиновникам листочки. Я смотрю: что такое? В финале они все "колются", еле сдерживаются, чтобы не расхохотаться. Оказывается, Золотухин на этих листочках написал: "Мы на пороге славы. Козицина".
* * *
- Режиссер Андрей Черпин** три месяца безрезультатно искал в Барнауле Хлестакова и уже склонялся к тому, чтобы от спектакля отказываться. "Я нашел Хлестакова, его фамилия Коржов". Разве это было где-нибудь: человека в 42 года, который никогда не стоял на сцене, вывести, чтобы он играл с Валерием Золотухиным? Наши красавцы сидели по гримеркам, курили нервно: "Фуфло! Нехудожественная самодеятельность! Драмкружок". А я им говорю: "Вы чего хотите? Чтобы нам позор, мне - смерть, а театру - гибель?" И вот после прогона прибегает Золотухин, его колотит всего: "Ты знаешь, если б он был в Москве - он завтра был бы Смоктуновским".
* * *
- Когда перед премьерой поднимается занавес, приглушается свет - это ощущение нельзя рассказать. Но вот это то, ради чего стоит жить, по большому счету.
* Национальная театральная премия - единственная вРоссии, объединяющая все виды ижанры театрального искусства: оперу, балет, современный танец, оперетту имюзикл, драматический театр итеатр кукол.
** "Ревизора" в МТА ставил молодой петербургский режиссер Андрей Черпин, выпускник Санкт-Петербургской театральной академии.