Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Молодежный театр Алтая отметил юбилей

На прошлой неделе Молодежный театр вспоминал всю свою 55-летнюю историю от "Именем революции" до "С любимыми не расставайтесь". Лучшие спектакли, фестивали, курьезы...

– …Все режиссеры люди сложные, к каждому нужно искать подход. Так уж лучше я буду подстраиваться под талантливого, – говорит Татьяна Козицына, директор МТА им. В. С. Золотухина. – Тем более Егоров – человек, не искусственно привнесенный в коллектив, и подтверждение тому – недавний юбилей Молодежного театра. Я до сих пор не могу понять, когда он все это успел сделать?

Помощь небес

Детский театр в Барнауле открывали режиссер Глеб Томилин и директор Леонид Трухин в 1958 году. Поднимать новый ТЮЗ в Барнаул приехали актеры со всего Советского Союза.  Успех пришел сразу, с первого спектакля "Именем революции". Вскоре театр получил в распоряжение собственную площадку – здание клуба УВД, где Томилин поставил свои легендарные "Аленький цветочек", "Красную Шапочку", "Три поросенка", "Сомбреро" и другие известные спектакли.

Однако именно в благоприятное для творчества время местные власти решили перевести Театр юного зрителя в Бийск. Понимая, что это станет началом конца, Леонид Ильич Трухин решил обратиться за помощью к самому влиятельному земляку – космонавту Герману Титову. Трухин поехал к родителям космонавта и передал через них письмо Герману Степановичу.

Авантюра увенчалась успехом, и театр был спасен, хотя директор получил строжайший выговор. Но в 1964 году ТЮЗ был все-таки вынужден уступить сцену Театру музыкальной комедии и временно перебраться в здание краевого Дворца пионеров...

Перемены

На новой площадке театр стал решаться на творческие эксперименты с Виталием Шабалиным, а в восьмидесятые годы настоящий фурор у зрителей производили спектакли Михаила Бычкова. Правда, длилось это не так долго: в 1985 году режиссер был вынужден уйти – его работа не устроила тогдашнее партийное руководство.
Так началась полоса трудностей продолжительностью десять лет. Работникам месяцами не платили зарплату, костюмы приходилось шить самим, а залы были настолько пусты, что иногда актеров на сцене было больше, чем зрителей.

Свою новейшую историю МТА начал в 1997 году с Татьяной Федоровной – самым боевым из всех своих руководителей. Ей слово.

– Театр мне достался во времена настоящей разрухи. Когда я пришла, людям уже полгода не платили зарплату, все внутренние помещения сдавались в аренду работникам местного рынка… Ужас, что было, – вспоминает Татьяна Федоровна. – Помню, Анатолий Ломакин, в то время возглавлявший управление по культуре, подписал приказ о моем назначении и уехал в командировку. Я как давай плакать! Звоню его заместителю Геннадию Зеленцову: "Меня Ломакин привел работать директором в Театр юного зрителя". Зеленцов: "Он там что, с ума, что ли, сошел?"

Творческий десант

Однако было решено работать вопреки всему.

– Сидим как-то с Ниной Осиночкиной, нашим театроведом, ночью и думаем, что тут можно сделать. Надо звать режиссера. Бросили жребий, где искать: она училась в ЛГИТМИКе (ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства и кино. – Прим. авт.), а я в ГИТИСе. Вытянула я  – значит, режиссер будет из ГИТИСа. Так у нас появился Андрей Зябликов. Потом мы с Володей Мордвиновым, директором драмтеатра, заманили в Барнаул целый десант критиков. Авантюристы еще те: придумали декаду "Алтай театральный", – продолжает директор. – Мы к тому времени уже поставили "Любовь к трем апельсинам", и знаменитый критик Виктор Калиш, увидев ее, в антракте побежал куда-то звонить и требовать включить нашу постановку в афишу ближайшего фестиваля. Так началось наше фестивальное движение.

Конечно, режиссеры у нас всегда хорошие были…

Кумиры

Появление в театре известного покровителя Валерия Золотухина Татьяна Федоровна называет случайной удачей:

– …Он деньги собирал на храм в Быстром Истоке. Мне как раз к тому времени выделили от управления старенький "уазик", и мы его на нем возили на родину. И вот едем как-то, а я и говорю: "Валерий Сергеевич, сыграли бы вы у нас какой-нибудь спектакль". Он: "Ты что че попало говоришь?" И вскоре уже играл у нас Луку в спектакле "На дне". Мы сыграли эту постановку на фестивале "Реальный театр", потом поехали с ней в Магнитогорск на "Театр без границ"… И как-то Золотухин возмутился, что нет нашего стенда. А я возьми да скажи: "Хорошо бы было, если бы на стенде было написано: “Художественный руководитель – Валерий Золотухин”. Он опять: "Козицына, ты сума­сшедшая!" И стал худруком.
Вместе мы прошли многолетнюю битву за дом. Бились, колотились, победили. И он ушел.

Почему я никогда не опускала рук, спрашиваешь? Потому что сильно хотела. Очень-очень. Новый дом для театра стал моей сверх-сверхзадачей. Точно так же я, кстати, и за Егорова боролась. Только душой.

Справка

Татьяна Козицына стала директором театра в 1997 году. В репертуаре появились спектакли приглашенных режиссеров и художников: "Маленькие трагедии" (Сергей Красноперец, Москва); "Любовь к трем апельсинам" (Андрей Зябликов и Юлия Акс, Москва); "Мандрагора" (Сергей Бобровский и Ольга Смагина, Новосибирск); "Бременские музыканты" и "Вождь краснокожих" (Сергей Тимофеев, Омск).

В 2000 году ТЮЗ сменил название на "Молодежный театр Алтая". С 2003 по март 2013 года художественным руководителем театра был народный артист РСФСР Валерий Золотухин. При его участии осуществлен ряд крупных театральных проектов, в частности были поставлены спектакли "На дне", "Ревизор", "С любимыми не расставайтесь".
В 2011 году театр переехал на площадь Октября в полностью отреставрированное и перестроенное здание бывшего ДК БМК.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии