Два с половиной года тому назад на фестивале "Новосибирский транзит" мы смотрели "Маскарад" – эффектный, какой-то даже избыточно красивый спектакль "Красного факела".
– Ну, как вам?
– Невозможная, – с горечью и ужасом в голосе отозвалась о спектакле Татьяна Федоровна Козицына, директор нашего Молодежного театра. – Невозможная дороговизна!
МТА привез на тот фестиваль "Прощание славянки" – спектакль, который ставили за гроши и одевали всем Барнаулом. "Свободный курс" помогал театру собирать старую – чем потрепаннее, тем лучше – одежду, гнутые алюминиевые кружки и ложки… Люди стеснялись и старались подсунуть что получше: "Бросьте эту шапку, возьмите лучше телогрейку, она добренькая еще, дед в ней на рыбалку ходил. Пять лет уже его нету, я одна… Узнала про спектакль, постирала ее, заштопала, пусть теперь артисты носят". И когда фестивальные зрители орали "Славянке" "браво", я думала про эту бабушку – ее телогрейка тоже была частью волшебства, которое получилось у молодого режиссера и юных артистов.
В то недалекое время люди еще удивлялись: "Раньше театры были отдельно, город – отдельно. А потом произошло что-то…" Но все уже кончалось, засыхало, умирало. Уже уехал из города талантливый и не умеющий фальшивить Владимир Золотарь. Репертуар драмы начал быстро дрейфовать в сторону программы "Аншлаг", и на глазах стала меняться театральная публика: из зрительных залов почти совсем пропали интеллигенция и студенты, зато появились декольте, многоэтажные прически, жлобские реплики и невыключенные телефоны.
Ладно.
Разочарование остыло до безразличия.
Вспомнились слова театрального художника Олега Головко: настоящий театр в Барнауле не приживается, потому что он тут не нужен. Ну, нет у папуасов потребности в драматическом искусстве. Ничего не поделаешь.
Обидно, но справедливо, думали мы.
Обидно, но справедливо, думали мы до начала этой осени.
Потому что все произошло, как в пьесе: и вдруг – вот чудеса-то – на город спустился свежий и чистый ветер, который разогнал этот скучный, унылый, мучительно-провинциальный нафталиновый морок. Появилась надежда, что в этом сезоне нас ждут радостные открытия.
В МТА восстановили "Прекрасное далеко". В прошлые выходные театр устроил для зрителей читки "Пьес про сегодня": послушать и обсудить с режиссером и актерами их могли вообще все желающие. В драмтеатре снова молодой талантливый, не считающий неприличным слово "искусство" главный режиссер, там ставят прекрасного Горина, великолепного, пронзительного Зингера, Чехова.
Что произошло? Я, кажется, знаю. Просто Олег Головко ошибался, когда говорил, что нам ни к чему настоящий театр, способный говорить о серьезных вещах, умеющий выходить за собственные пределы, поражать, злить, будоражить совесть. Мы, конечно, можем ненадолго растеряться от натиска очередного Карабаса-Барабаса, но все равно.
Театр нам нужен, значит, он будет.
До встречи на премьере.