Барнаул 15°C
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Музыка умных. Первых алтайских джазменов водили на допросы в КГБ…

Рожденный в ночных клубах Нового Орлеана, джаз возвысился до лучших концертных площадок мира. Но когда-то в СССР не приветствовали «музыку толстых». Чтобы послушать джаз, советские интеллигенты по ночам ловили «Голос Америки». Одним из таких подпольных слушателей был Виктор Манаков, известный барабанщик, руководитель творческого объединения «Джаз-Арт-Бэнд» и энтузиаст алтайского джаза. Специально для «СК» он вспоминает историю «музыки толстых» на Алтае.

Военный трофей

— С джазом я познакомился лет в 11−12. Мой отчим привез с войны трофей — две или три пластинки американского джазового оркестра. Я потихоньку увлекся, а лет в 16 начал играть.

Мне понравилась свобода подачи музыки. Когда она не писанная, а из головы — импровизация. Тогда были популярны «Трио Бриля», оркестр Людвиковского.

Не было ни пластинок, ни литературы, но люди стремились к джазу. Видимо, запретный плод сладок. Я ездил за границу и привозил с собой оттуда кучи пластинок. А в Союзе за пластинками буквально охотились. Хорошо, в музыкальных магазинах были знакомые. Как только «Мелодия» выпускала пластинки с польским, венгерским джазом, мне звонили, и я все сметал.

Умники, модники и интеллектуалы

— Джаз просочился в СССР еще в 20-е годы и до начала 40-х годов даже процветал. Стали создавать большие коллективы — Парнаха, Утесова. Хотя как таковой джаз они еще не играли. Инструментарий был джазовый, а музыка скорее песенная. Это был еще не джаз, но уже смелый новаторский эксперимент.

Даже в Барнауле в кинотеатре «Родина» тогда играли подобные ансамбли. Но это был скорее поп тех годов — популярная танцевальная музыка.

Настоящий же джаз появился на Алтае только в начале 60-х благодаря известному музыканту Станиславу Виноградову. Он создал первый барнаульский биг-бэнд, который играл в ДК меланжевого комбината. Чуть позже виртуозный пианист и хоровик-дирижер Николай Качанов создал инструментальный квартет и женскую вокальную группу. Потом потихоньку стали появляться новые коллективы. Это был джаз умников, модников и интеллектуалов. На джазовые концерты ходили в основном преподаватели вузов, врачи, инженеры.

Джазовый бум

— Настоящая популярность к джазу пришла в 1985 году, когда начали проводить ежегодные краевые джазовые фестивали — весной и осенью. Тогда все было дешевле, поэтому собрать даже 30 коллективов было несложно. К нам приезжали не только со всего Советского Союза, но из-за рубежа — Польши, Чехии, Дании, Германии.

Все три фестивальных дня залы были забиты битком. Первые два дня была конкурсная программа, а на третий — гала-концерт. Джэм-сейшн проходил в ресторане «Барнаул» — билеты раскупали за три месяца до концерта! Это был настоящий всплеск.

В то время провести масштабный фестиваль было проще. Сейчас мы зависим только от одного вопроса — финансового. А тогда — проезд и гостиницы в разы дешевле, залы давали вообще бесплатно. Ну и партия с горкомом комсомола в лице Николая Иванова и Андрея Корчагина начали помогать.

Застенки КГБ

— Джаз выжимает на 100%. Тут надо прилагать такие усилия! Особенно, когда тебе запрещают играть музыку.

Был такой Жданов в ЦК партии, который сказал: «От саксофона до финского ножа — один шаг». Или такое изречение: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».

Гонения на джаз были и в Барнауле. После первого барнаульского фестиваля в ДК меланжевого комбината в 1968 году мы с Николаем Качановым вышли после концерта, нас под белы рученьки и увезли в КГБ на Ползунова. Всю ночь мы писали объяснительные записки, почему мы играем эту музыку. Я написал три, он — три. Выпустили нас только в шесть утра.

Играть не давали. А об участии джазовых коллективов в конкурсах не могло быть и речи.

Был как-то конкурс оркестров. И коллектив Виноградова выступил с номером «Морской шквал» — такая заводная, темповая джазовая вещь. Я был в жюри, и за этот номер нас вызвал на ковер партийный функционер: «Разве нам нужна американская музыка? Она же развращает молодежь!». Тогда Виноградов переименовал номер в «Революционный шквал». «Вот, другое дело. Я даже глаза закрыл и представил, как люди бегут на баррикады», — заявил тот же функционер после концерта.

Джаз и сейчас не все понимают. Один чиновник пришел на фестиваль и спросил у меня: «А джаз — это рок?».

У нас в крае до сих пор приветствуют только народную музыку. Как-то спрашивает меня один из городских руководителей: «Чем вам помочь?». Пригласил на прием, час шел разговор ни о чем, и в конце он мне говорит: «Знаешь, у нас край колхозный, город колхозный и в руководстве колхозники. Поэтому все у нас любят народную музыку, ей мы и отдаем приоритет». Правда, сейчас городская администрация обратила на нас внимание и помогает нам проводить фестивали.

Джаз сегодня

Сейчас в крае очень много поклонников джаза. На концерты ходят и стар, и млад. Знаю одного 87-летнего профессора, который не пропускает ни одного концерта и приводит с собой внуков.

И барнаульские музыканты занимают не последнее место в Сибири. У нас сейчас очень много коллективов: «Джаз-Арт-Бэнд», оркестр МЧС, рубцовский биг-бэнд, коллектив Андрея Маковского, есть коллектив из воинской части под руководством Анатолия Кашеварова.

В джаз приходят молодые музыканты, и это дает нашей музыке новый импульс. В джазе нет возраста. Музыка развивается, как и жизнь. Если раз ты отстал, то это навсегда. Кто старается идти вместе с молодежью, тот остается в музыке. У нас нет такого подразделения — ты дядька старый, а ты молодой. Мы все на ты. Конечно, молодые музыканты уважают старое поколение, но четкой субординации нет. Они могут подсказать мне что-то, так же, как и я им. Мы учимся друг у друга — это и есть джаз.

Джазовое образование

В конце восьмидесятых в Барнауле можно было получить джазовое образование. В 1988 году в Барнаульском музыкальном училище открыли джазовое отделение.

— Конечно, не все остались музыкантами, и это нормально, — рассказывает барнаульский джазовый музыкант Игорь Наумов. — Но со многими своими выпускниками я до сих пор общаюсь и получаю от их музыки удовольствие. Евгений Чикишев, Слава Кобзарь, Алекс Вагнер, Александр Подорожный и другие.

К сожалению, джазовое отделение просуществовало недолго — было всего три выпуска, а в 1995 году закрылось.

«Плохо, что у нас сейчас нет такого учебного заведения, которое бы обучало именно джазовых музыкантов. Есть краевой колледж культуры, но там учат элементарной азбуке. А настоящей музыке ребята учатся уже в коллективах», — говорит Наумов.

Джаз на Алтае: хронология

1920-е — появление первых коллективов, игравших «музыку, похожую на джаз».

1960-е — Станислав Виноградов основал первый джазовый биг-бэнд.

1985 — появляется джазовый клуб «Алтай», председателем которого был Виноградов, а замом — Манаков. Проходит первый фестиваль джазовой музыки.

1988 — в Барнаульском музыкальном училище открывается джазовое отделение.

1991−1993 — фестивали на Алтае прекратились, джаз временно ушел в подполье.

1994 — возрождение джазовых фестивалей в Барнауле.

Кто уехал?

Алтайские джазовые музыканты востребованы в России и мире. Многие уехали на Запад и сейчас играют для местной публики.

— Не бывает джаза американского, итальянского или английского, — говорит Игорь Наумов. — Существует только вклад музыкантов той или иной страны в мировой джаз. Здесь нет границ. Джазовый музыкант свободен — езжай работать, куда хочешь.

  • Николай Качанов. Виртуозный пианист и вокалист — окончил хоровое отделение Новосибирской консерватории. Живет в Нью-Йорке.
  • Алекс Вагнер — известный джазовый гитарист. Живет в Берлине.
  • Яков Богатырев — клавишник. Живет в Израиле.
  • Владимир Ковальчук — гитарист. Живет в Израиле.
  • Борис Качанов — барабанщик. Живет в Израиле.

Олег КОПЫЛОВ.

P.S. 16 апреля в Барнауле пройдет региональный джазовый фестиваль.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter