Духовная услуга
Накануне очередного фестиваля любительских театров был объявлен кастинг. Увы, попробовать свои силы пришли лишь немногие люди "с улицы", однако руководитель проекта убеждена – это только начало.
– Нам всегда было интересно работать с непрофессиональными актерами, людьми, не связанными с искусством напрямую, – говорит Анна Вахрамеева, театральный педагог краевой академии культуры. – Ради этого мы даже немного изменили своим правилам – позволили играть детям и взрослым старше 35 лет. И мне кажется, фестивалю это только пошло на пользу. К нам приходили и загорались взрослые люди, но из-за работы и ритма командировок они были вынуждены отказаться от участия. Поэтому на будущее станем думать, как создать более благоприятные условия, для того чтобы наши потенциальные артисты могли участвовать. Очень хочется сделать театр доступным или даже, как сказал мой выпускник Саша Пузиков, ввести моду на театр. Я считаю это чем-то вроде духовной услуги, которая не развлекает впустую, а требует максимального личностного участия, активности, гражданской сознательности. При этом, конечно, мы не должны говорить о профессионализме и не должны с этих позиций судить.
И тут – "Дебют"!
В инсценировке Константина Шалтогачева, пятикурсника АлтГАКИ, участника "Дебюта", профессионалом можно назвать только одного артиста – Константина Риттера, студента краевого колледжа культуры. Остальных героев для своего спектакля по рассказам Шукшина режиссер набирал из любителей. Причем у него пожелали играть не только студенты.
– Вообще-то, я искала интересные психологические тренинги, а наткнулась на "Театральную мастерскую", – рассказывает пятидесятидвухлетняя Инна Черкасова. – И тут – "Дебют". Предложила коллеге Ирине пойти со мной, потому что знала ее тягу к театральному искусству. Для меня это был удивительный опыт выхода из зоны комфорта. Я была неуверенным человеком, а игра в спектакле помогла мне с этим справиться. На репетициях почувствовала себя намного свободнее, а в день премьеры пришлось буквально преодолевать себя.
– Мне понравилось быть актрисой, – продолжает ее коллега Ирина Плетнева. – Прямо стало интереснее жить! Изменилось восприятие мира. Наш режиссер Костя говорил: "Когда вы выходите на сцену, а потом уходите, в вас всякий раз что-то должно меняться". Так и происходило. Честно говоря, раньше я не любила Шукшина, а теперь он стал для меня открытием. По профессии я социолог-интервьюер: езжу по деревням, разговариваю с людьми. И когда я сравнила Шукшина со своим опытом, то поняла, насколько точно он попадает в цель…
Приз зрительских симпатий на конкурсе получил Константин Иванченко, выпускник АлтГАКИ (курс Михаила Тумашева), за работу по неизданному рассказу малоизвестного автора. В прошлом году после "Дебюта" Костю и его любительский театр-студию "Nahaliroh" приглашали на театральный фестиваль в Томск. Его труппа начала формироваться еще в студенческом общежитии, а сегодня один из артистов – Дмитрий Капустин – решил получить профессиональное образование, оставив ради этого исторический факультет и даже взяв себе творческий псевдоним. Теперь он – Гиро.
Создать альтернативу
Гости из Казахстана поставили к конкурсу фрагмент спектакля по рассказу Аверченко "Знаток женского сердца".
– Мне очень понравился барнаульский любительский театр, – комментирует Андрей Кочинов, режиссер молодежного экспериментального театра "Лица" (Алма-Ата). – Здесь так много хороших идей! Молодые коллективы абсолютно не отстают от современного театра. Видно при этом очень хорошее отношение артистов: небезучастное. Я так говорю, потому что знаю другие города, где театральная молодежь немного инертна, делают, потому что надо. А у вас – потому что хотят.
– Сегодня мы, увы, наблюдаем превращение театра в рынок, – говорит Елена Кожевникова, театральный критик, обращаясь к участникам "Дебюта". – Но в жизни всегда есть место для альтернативы. Например, в советское время, когда в драматических театрах почти ничего нельзя было ставить, прекрасные авторы и драматурги доходили до аудитории через народные, студенческие и любительские театры. В МГУ, например, Виктюк поставил "Уроки музыки"! Так и ваши любительские театры независимы и неподцензурны. Поэтому… я все время думаю, есть ли какой-то шанс у города с разваленной театральной почвой подняться? Да. Вы можете создать альтернативу тому, что есть.
Справка
Весной 2010 года прошел первый театральный фестиваль-конкурс "Дебют", посвященный юбилею А. П. Чехова. Темой второго фестиваля, прошедшего в ноябре 2010 года, стала ультрасовременная драматургия. Третий "Дебют" был посвящен русской прозе.
Факт
Победители распределились по номинациям:
- Гран-при: Артем Березиков, Лариса Ульман (Ф. Достоевский, "Преступление и наказание").
- Диплом I степени: Василий Минин (М. Шолохов, "Судьба человека").
- Диплом II степени: Марат Свободный (по Л. Улицкой. "Девочки")
- Диплом III степени: Константин Шалтогачев (В. Шукшин, "Крепкий мужик").
- Приз зрительских симпатий: Константин Иванченко (Ю. Хортиев, "Душевнобольной").
- Лучшая мужская роль: Валентин Алифанов, Дмитрий Плеханов, студенты 5 курса АлтГАКИ.
- Лучшая женская роль: Анастасия Кузнецова, студентка 3 курса АлтГАКИ.