Столбы-лавочки
Деревянные фигуры в Полеводке видно еще с автомобильной трассы: полтора десятка их разбросано в небольшой уютной низине – мимо проехать невозможно. Над новым парком трудились мастера со всей России. Сам фестиваль закончился днем раньше, поэтому людей здесь немного. В беседке позевывают юные продавцы сувениров – основные события переехали в Сростки и делать тут уже особо нечего.
В центре композиции на двух искусственных холмах стоит разлапистое чудище – это "Тушкен" Николая Мозгунова из Барнаула, скульптура-победитель фестиваля.
Тишь да гладь, только где-то чуть поодаль жужжит циркулярная пила – несколько ремесленников второпях доделывают последнюю скульптурную композицию. Нам повезло застать их за работой.
– Чуть-чуть по времени не уложились, у нас объем работы немного больше, чем у других, – отложив инструменты, рассказывает барнаульский мастер Евгений Токарев. Он колдует над высоким резным столбом, рядом с которым по кругу стоят несколько уже готовых, тоже украшенных резьбой скамеек. – Это тотемный столб в скифском стиле. Он был найден при раскопках в Горном Алтае, мы воспроизводим его по материалам археологических исследований. Пока неизвестно, что он означает, возможно, для скифов столб был неким оберегом. Десять дней уже занимаемся этой работой, очень тяжело и трудоемко. На поляну поодаль привозили древесину, на которой грубо обрабатывался материал, потом его везли сюда устанавливать, и уже здесь мы занимаемся доводкой.
В дальнейшем вокруг уже готового "Скифского городка" и других скульптур, которые получили в Полеводке постоянную прописку, планируется создание парка и культурного центра.
Абитуриент с Алтая
На лужайку напротив Сростинского сельсовета только начинают стягиваться машины со всей страны, народ еще толком не высыпал на улицы, но в музее-заповеднике В. М. Шукшина уже началось главное событие субботы – открылась выставка "Шукшин во ВГИКе и ВГИК о Шукшине". Удивительно, но за 35 лет существования музея в нем не было фотографий ВГИКа 50-х, того времени, когда там учился Василий Макарович. Теперь эти снимки появились в числе других экспонатов из архива института кинематографии, представленных на выставке. Директор центра творческой и методической работы ВГИКа Олег Шухер показывает на фото окна мастерской, в которой учился Шукшин.
– Вот, номер 215, а рядом окно – здесь учился Андрей Тарковский. Василий Макарович вошел практически в новое здание, в 1953 году оно было достроено. Находится оно на улице Вильгельма Пика. Мы давно уже шутим: давайте улицу В. Пика переименуем в улицу ВГИКа. Но немецкий коммунист пока, наверное, важнее...
В экспозиции есть уникальный, по словам дирекции музея, экспонат – копия теоретической части дипломной работы Шукшина, фильма "Из Лебяжьего сообщают". Она долгое время считалась утерянной в годы перестройки, но во время работы над документальной лентой "Абитуриент с Алтая" нашлась на даче одного из преподавателей ВГИКа. Работа сохранилась без титульных листов, но полная по содержанию, ни у кого нет никаких сомнений, что она сделана рукой Шукшина.
– Здесь он сам стучал на машинке, делал пометки, здесь зачеркивания, вставки – видимо, торопился к защите. Это его интонация, здесь сомнений быть не может, – рассказывает Олег Шухер (именно он отыскал работу). – Теоретическая часть очень точная. Василий Макарович здраво и со строгостью к себе размышляет и о сценарии, и о выборе актеров, и о музыке. Это очень интересно. Десять страниц, но продуманные, где он пишет о том, почему решился сам сыграть. Это уникальный экспонат, он обнаруживает его мышление, понимание профессии. Он там замечательно пишет о том, что он хотел сделать хроникальное наблюдение одного дня из жизни: не надо ничего инсценировать в жизни, надо за ней идти, наблюдать. Это Шукшин пытался реализовать в своей первой картине. Он не просто был почвенник, он пытался найти какие-то законы профессии...
...После открытия выставки люди повалили на улицу, там начинался песенный фестиваль и становящийся традиционным полумарафон на 21 километр.
В калашном ряду
Подход к стадиону идет через торговые палатки, перед ними – растяжка "Привет участникам фестиваля "В гостях у Шукшина". В одной из палаток продают книги из серии "Библиотека для юношества". Лем, Катаев, Уэллс, Грин...
– А почему Шукшина нет?
– Ну, не выпустили, – немного смущаясь, говорит продавщица.
Хотя Василия Макаровича, признаться, хватало. Напротив книжной лавки – магазин одежды. Отдельно висит футболка с его изображением, причем качество на вид просто ужасное.
Рядом распеваются участники XIV песенного фестиваля, всего 45 коллективов – больше, чем когда-либо. Вот идет гармонист из казачьего ансамбля, поет во весь голос. У лотка с церковными товарами его окликают: "Подходи, смотри! Какой же казак без иконы!?" Подходит, смотрит, но ничего не берет.
Фестиваль тем временем начинается, теплее других зрители встречают местных героев, ансамбль "Вечерки". Всех артистов угощают из большой бочки с квасом, стоящей рядом со сценой.
– Ох, отличный квас, – делится впечатлениями солист из Кемерова. – И вообще у вас тут замечательно. Хорошо встретили, живем в палаточном лагере, все тут нравится.
В это же время заканчиваются забеги. Участники разбредаются, щедро поливая себя водой, ищут тень. Занятия спортом объединяют, к кучке отдыхающих спортсменов недалеко от финиша подходит старичок в спортивных трусах и майке, тоже бегал: "Ба! Да я же вас помню! Вы еще возле зверосовхоза бегали лет восемь назад!" Точно, бегал. Заядлым спортсменам есть что обсудить.
– У нас есть клуб любителей бега, называется "Чистые озера". Мы специально отследили, что здесь есть полумарафон, по которому мы профилируемся. Мы ни разу не были на родине Василия Макаровича, которого, естественно, знаем, много читаем и любим. Поэтому решили принять участие и поклониться земле его, ему поклониться, подышать этим воздухом, – рассказывает житель Новосибирской области Александр Фещенко.
Однако не все предпочитают активный отдых. За несколько десятков метров от финиша и прямо напротив торгового ряда в милый деревенский колорит на больших колесах въезжает цивилизация: прокат сегвэев – двухколесных электросамокатов. Диковинный транспорт все больше рассматривают, но вот какой-то ребенок набирается смелости и после короткого мастер-класса уже уверенно катит вдаль, к библиотеке, где начинается встреча с писателями.
Быть лучше
Во дворике библиотеки собралось совсем немного народу; жители Сросток предпочли встрече песни и сладкую вату. Может быть, не напрасно: фамилии писателей, выступающих здесь, могут что-то сказать разве что самым искушенным любителям литературы. Искренний интерес представлял бы человек, лично знавший Василия Макаровича. Это Лариса Ягункова, киновед, автор книги "Земной праведник", в которую вошли беседы с Шукшиным.
– Я пришла, чтобы помочь ему осуществить постановку картины "Степан Разин". Он был прекрасным собеседником. Надо было так написать эти беседы (а читали их не только его поклонники, их читали разные люди, в том числе чиновники, которые сопротивлялись этой постановке), чтобы объяснить им необходимость постановки, – рассказывает Лариса Даутовна. – Он впервые изложил в этих беседах свою творческую задачу: показать Степана Разина как борца, заступника униженных и оскорбленных. "Я пришел дать вам волю" – так должен был называться фильм. Волю – значит дать свободу для нормальной, человеческой жизни. Не для убийственной работы, а для нормальной, созидательной. Ему говорили: нельзя ставить эту картину, ведь Разин очень жесток, крови было много пролито. На Руси много крови было всегда, это правда. Так отстаивали люди свои честь и достоинство. Но эту картину ему зарубили. Я привезла автографы Шукшина, в том числе очень личную записку, которую он написал мне после худсовета: "Все, картину закрыли, пусть искусство делают теперь балерины, па-де-де. Тошно". Это не значит, что он презирал балет, он понимал, что искусство нужно разное. Я обожаю балет, это в пику мне он сказал, так выразил свое негодование. Тогда деньги на кино давало государство, но решали худсоветы, решали специалисты.
– Я четвертый раз на Шукшинском фестивале, – говорит Лариса Ягункова. – Последний раз была 20 лет назад. Остался Алтай, осталась Россия, осталось духоподъемное состояние. Мы приезжаем сюда за этим духоподъемным состоянием. Мы все хотим быть лучше на старости. А здесь очень хорошо дышится, это богоданная земля. Я тут впервые за многие годы услышала, как люди говорят о счастье, о том, как быть счастливым, как человеку дойти до гармонии. Счастье ведь многообразно. И об этом писал Шукшин.
Гости фестиваля, утомленные жарой, лениво разбредаются по селу, очередной фестивальный день клонится к закату.
Факт
Книга "Василий Шукшин: жизнь в кино" была издана на Алтае в 2009 году. Составители книги Игорь Коротков, Елена Огнева и Валерий Фомин в 2010 г. получили диплом в номинации "История кино" премии Гильдии киноведов и кинокритиков России "Слон".
Шукшинские дни: итоги
В рамках песенного фестиваля прошло награждение журналистской премией имени В. М. Шукшина, учрежденной бийской районной газетой "Моя земля". Премию получила уроженка села Верх-Обского Тамара Попова.
Победителями XV Шукшинского кинофестиваля стали ленты "Дочь" Александра Касаткина (Россия, 2012 г.) и "Если всё..." Натальи Беляускене (Армения, 2012 г.). Приз за лучшую женскую роль достался Марии Смольниковой ("Дочь"), за лучшую мужскую – Владимиру Свирскому ("В тумане"). Всего в конкурсной программе участвовало семь фильмов.
Итоги фестиваля парковой скульптуры "Легенды и сказки Алтая".
- 3-е место – Алексей и Евгений Кулики (Павловск, Алтайский край), "Умай".
- 2-е место – Максим Красулин, Сергей Афанасьев (Барнаул), "Обыкновенное чудо – Алтай" и Иван Локтюхин (Хабаровск – Кировск – транзит), "Слияние".
- 1-е место – Николай Мозгунов (Барнаул), "Тушкен".
Справка
На сайте altapress.ru можно посмотреть фоторепортаж из Сросток.