Церковь
Есть такая национальная шутка: в маленькой деревне в Армении есть нечего, но церковь обязательно должны строить!..
19 октября армянскую церковь в честь святой мученицы Рипсиме в Барнауле освятил Католикос всех армян Гарегин II. Первый армянский храм на Алтае строили на пожертвования.
– Шли к этому долго, и даже при наличии больших денег иной раз такие тормоза включались, что сам удивляешься – что мешает, почему стройка не идет?.. – вспоминает Юрий Ароян. – Это говорит о том, что не в деньгах суть.
Еще в 2005-м на службу в храме был направлен отец Маштоц из Эчмиадзина, и в цокольном этаже, который к тому моменту уже был построен, стали проводить службы. В этом году 24 апреля в церкви святой Рипсиме прошла панихида в память о геноциде армян в Османской Турции.
– Церковь делит с нами боль, которую еще не во всем мире осознают, – говорит Юрий Ароян. – Из-за этого во всем мире происходит еще много несправедливости. На мой взгляд, не оставили бы без внимания армянский геноцид, не было бы и еврейского.
Отец Маштоц:
– Удалось ли армянам на Алтае сохранить свою культуру?.. Если есть церковь – значит удалось.
Работа
Многие армяне на Алтае – успешные люди. Например, Генрих Еганян, директор предприятия «Зори» в Советском районе, взялся за сельское хозяйство, восстановление рыборазводного комплекса и туризм. В Алтайском районе на острове посреди Катуни он построил туристический комплекс – кстати, тоже в армянском стиле.
В Троицком районе у Андраника Мгдесяна и троих его братьев – свои бизнес-проекты. Сам Андраник занимается строительством, второй брат – продажей стройматериалов, третий – фермерством, четвертый – производством пластиковых окон. Гендиректор одной из крупнейших мебельных фабрик Барнаула – Бабкен Шагинян.
– Там, где работа, где есть что производить и строить, там и армяне. Есть даже такой анекдот: «Ты кто по национальности? – Строитель. – А по профессии? – Армянин!..» – рассказывает Юрий Ароян. – В основном мои соотечественники заняты в мебельном производстве, дорожном и жилищном строительстве – это все средний и малый бизнес. А еще армяне ближе к кухне. Это одна из национальных особенностей. Я и сам, если у меня есть время, с удовольствием готовлю!..
Кстати, любой армянин наверняка скажет, что настоящий шашлык готовит… он сам.
В Барнауле же армяне рекомендуют пробовать национальную кухню в нескольких заведениях: тройка «лидеров», как показал небольшой опрос, – ресторан «Арарат», кафе «Ноев ковчег» и «Русь». Все они открыты соотечественниками.
Цитата
Юрий Ароян:
– Мы стараемся хотя бы один раз в год побывать в Армении. Я не понимаю людей, которые говорят: у меня нет ностальгии. Поражаюсь: иной раз встречаешь армянина, состоятельный, а на родине не был много лет…
Знаменитые армяне на Алтае
Шаген Мкртчян – доктор сельскохозяйственных наук, академик РАСХН, директор Научного городка с 1973 по 1995 годы.
Мардо Покрачьян – легендарный тренер, один из основоположников бокса на Алтае.
Баграт Саркисян – доктор медицинских наук, профессор, декан факультета усовершенствования врачей АГМУ.
Армен Шагинян – депутат краевого Законодательного собрания.
Арам Маилян – художник, его сын Александр Маилян – модный дизайнер.
Сергей Хачатурян – алтайский промышленник, меценат.
Григорий Есаян – певец.
Рудольф Асатурян – чемпион России по боксу в полутяжелом весе.
Цифра
Не менее 30 тысяч человек – численность армянской диаспоры в Алтайском крае.
Факт
Год назад в Барнауле открылся памятник, символизирующий российско-армянскую дружбу. Он расположен у главного корпуса Алтайского госуниверситета на ул. Молодежной и представляет собой раскрытую книгу, на страницах которой изображены буквы армянского и русского алфавитов.
Справка
Армянская диаспора – одна из самых многочисленных на Алтае. В годы репрессий в край прибыли порядка 100 эшелонов из Армении, и в Алтайском крае оказалось около 70 тысяч армян. Были сформированы армянские деревни в Тогульском, Мамонтовском, Славгородском районах. В 50-е годы часть армян уехала, но многие так и остались на Алтае. Вторая волна пришлась на 90-е годы, когда из Армении приезжали в Россию в поисках спокойной жизни и заработка. Сейчас поток армян, приезжающих с родины на Алтай для постоянного места жительства, практически иссяк.
Сегодня армян в Алтайском крае объединяют две общественные организации – «Армянский культурный центр» (возглавляет Мхитар Ароян) и «Союз армян Алтайского края» (председатель – Владимир Фарашян). Они ставят своей целью объединение и помощь соотечественникам, сохранение родной культуры, языка. На Алтае работают армянские воскресные школы и библиотека, издается газета, проходят концерты. Местная диаспора при помощи министерства культуры Армении получает учебники для изучения армянского языка.
Семья
Андраник Мгдесян, предприниматель из Троицкого района, признается: сохранять армянскую культуру вдали от родины все-таки очень тяжело, особенно в смешанных семьях. Юрий Ароян смеется: иногда приходится «переключаться», если дома ребенок вдруг начинает говорить на русском. В его семье домашние разговоры – только на армянском:
– Любой человек не может быть полезен для общества, если он не сохраняет, не знает свою культуру, историю. Я – армянин, и должен передать свою культуру, которую получил от своих предков, ту историю, которая является для нас бесценной. Если я этого не сделаю, буду считать, что не выполнил в жизни того, что надо было.
Главный принцип: большая семья – это богатство. Основные правила: любить детей, уважать родителей. Армяне говорят: какое уважение ты дашь родителям, такое уважение получишь и от детей. И воспитать их надо так, чтобы они нашли свое место в обществе. Если это получится, диаспора станет еще сплоченней.