Демидовские лауреаты-2010
- В номинации Литература: Сомов Константин Константинович за книгу "Война: ускоренная жизнь".
- В номинации История: Разгон Виктор Николаевич, Храмков Александр Андреевич, Пожарская Ксения Александровна за монографию "Столыпинская аграрная реформа и Алтай".
- В номинации Изобразительное искусство награждена творческая группа в составе: Щетинин Анатолий Прокопьевич (художник), Крылова Елена Петровна (архитектор), Крылов Алексей Олегович (архитектор) за памятник "Прощание", посвященный жертвам политических репрессий.
- В номинации Музыка и исполнительское искусство: Логвинова Наталья Дмитриевна, солистка государственной филармонии Алтайского края, лауреат международных конкурсов за активную концертную деятельность.
- В номинации Архитектура: Гладких Леонид Владимирович, член Союза архитекторов России, за архитектурные решения торгового центра "Ультра" (пр-т Ленина, 10),зданий нотариальной конторы (пр-т Ленина, 23) и кондитерского дома "Мармеладов" (ул. Северо-Западная, 48в).
- Награждается группа компаний "Киприно" (генеральный директор компании Зюзин Денис Анатольевич) за высокие достижения в промышленном производстве и предпринимательстве.
- За большую общественную работу и личный вклад в развитие организации звание Почетного члена Алтайского Демидовского фонда присуждено Козловой Ирине Валентиновне.
Поддержать бессребреников
О сути и ценности Демидовской премии рассказывает президент Демидовского фонда Владимир Песоцкий.
– Владимир Филимонович, культурными процессами и достижениями в этой области у нас, к сожалению, интересуются далеко не все. На кого же все-таки направлена деятельность Демидовского фонда – на элиту края?
– Демидовский фонд был создан для поддержки творческой инициативы жителей нашего края и Республики Алтай. Именно творческой инициативы. В этом плане фонд и работает до сих пор. Мы подчеркиваем, что в наше сложное, противоречивое время жизнь творческих людей все равно не угасает; культура на Алтае была, есть и продолжается. Размер премии – 50 тысяч, по масштабам нашего края премия неплохая, одна из самых высоких в гуманитарной среде.
Да, общество изменяется не так, как нам бы хотелось. Падает уровень общей культуры; в образовании мы видим стремление "егэистов" свести мыслительные процессы к уровню теста, а это не развивает творческие способности, делает из людей полуавтоматы. Невозможно ставить перед Демидовским фондом глобальные цели, но показать обществу, что есть бессребреники, которые живут ради творчества, что дело можно делать профессионально, с изюминкой, – эта цель, мне кажется, оправдывает его деятельность.
И то, что мы каждый год называем имена отдельных личностей, только привлекает внимание к этому факту. Таким образом, фонд работает на все алтайское общество, не только на людей, которые получают эту премию.
– Авторитет Демидовской премии ни у кого не вызывает сомнений. Вообще, так бывает очень редко.
– Демидовский фонд существует уже 20 лет, Демидовский бал – уже традиция. Второе, почему ценится премия, – она носит какой-то наш региональный, краеведческий характер. Всем известно, что было сделано в эпоху Демидова, становление горнозаводского производства – это был действительно крупный шаг для развития, говоря современным языком, производительных сил на Алтае. Думаю, даже название премии в определенной степени привлекает людей, они чувствуют себя причастными к духу развития нашего края, к нашей истории, нашей культуре. Привлекает внимание и то, что она общественная: в состав попечительского совета входят самые разные люди – и предприниматели, и свободные художники.
– Владимир Филимонович, вы жертвуете в фонд премии собственные средства. Почему вы это делаете?
– Мне интересно, что у нас есть Демидовский фонд, который направлен в первую очередь на поддержку гуманитарной деятельности, и просто было бы прискорбно, если бы этот фонд угас. Поэтому я стараюсь поддержать его организацией финансирования и сам вношу деньги. И все остальные меценаты тоже называют этот факт: поддержка гуманитариев.
Я вчера информировал попечительский совет о том, как идет сбор средств, потому что это многое определяет. По крайней мере, почти половину мы собрали, и другую часть соберем, есть договоренность с предпринимателями. Сейчас, в кризис, финансировать стало сложнее, но интерес к премии не угасает, и, естественно, это надо продолжать.
Как все начиналось
Александр Родионов,
писатель, один из создателей Демидовского фонда на Алтае:
Все начиналось в 90-е годы. Мысль о фонде появилась, когда был разворован зареченский рудник в Змеиногорске, остановилась рубцовская шахта… Именно в ту пору всплыла демидовская тема, которая начала изучаться как русскими, так и зарубежными учеными. У меня была встреча с Владимиром Коротковым, который тогда занимал должность первого вице-президента Российской федерации клубов ЮНЕСКО. Я думаю, что идея создания Демидовского фонда в России принадлежит ему. Потом это взяла под свою опеку Роза Отумбаева, возглавлявшая в те годы комиссию МИД СССР по делам ЮНЕСКО, а ныне президент Киргизии.
Как-то Саша Чистопашин (наш земляк, первый директор Музея имени Рериха Санкт-Петербурга), принес мне публикацию, где Роза Отумбаева рассказывала о двух проектах: "Демидовский фонд" и "Шелковый путь". Мы это горячо обсудили и вскоре выехали на Урал, где тоже нашлись сторонники этого движения. Я заметил давно, что, пока Урал не пошевелится, Алтай не движется. До Демидова была та же история. На Урале с первого заплыва не получилось Демидовский фонд организовать, но уже в 1991 году все серьезно зашевелилось. Ведущим человеком, который все определял, был знаменитый ученый Геннадий Месяц, который сейчас возглавляет международный Демидовский фонд.
Большие Демидовские премии сегодня присуждаются в области фундаментальных наук. Но когда мы у себя открывали алтайский центр "Демидовский фонд", решили, что у нас премии будут вручаться в гуманитарной сфере в номинациях: "Литература", "История", "Музыка", "Архитектура", "Живопись". Потом мне иногда приходилось долго объяснять, что это не гуманитарная помощь.
Замысел был хорош и остается таким, я думаю. Наше краевое общество должно оглядываться на себя, чего оно достигло. Мы что, не можем сами себя оценивать?
Я тогда пришел к представителям ТОО "Уралинвест", которые брали здесь в разработку корболихинское месторождение. По моему мнению, любая крупная компания, приходящая на Алтай делать суровое промышленное дело, должна нести за собой культурный шлейф.
Не знаю, сколько ботинок я истоптал, когда собирал деньги. Запретил себе произносить слова "Дайте денег". Говорил: " Я приглашаю вас к участию в проекте". Это было рабочее выражение.
На всех экспертных советах всегда было очень горячее обсуждение кандидатур. Разное бывало. Как-то приехали люди из Бийска со словами: "Нам не надо денег, у нас есть Герой Соцтруда, надо, чтобы ему была премия вручена". Не буду называть фамилию этого человека. Экспертный совет эту кандидатуру рассматривать не стал. Для меня всегда на этих обсуждениях были очень важны мнения Евгения Гущина, Владимира Башунова. Очень бы хотелось, чтобы критерии отбора и сейчас не утрачивались.
И еще хотелось бы, чтобы появилась у нас номинация хлебопашца. Кому-то покажется странной Демидовская премия за земледелие, но ведь аграрное освоение края началось в те времена. Помимо людей, которые в рудники пришли, появились люди, специально посаженные на пашню, чтобы у рудокопа хлеб был на столе.
Справка
Гуманитарные премии Демидовского фонда учреждены в 1993 году по инициативе писателя Александра Родионова. Обычно премии вручались 27 февраля: именно в этот день в 1726 году был издан Указ Берг-коллегии, дающий право А. Н. Демидову на разработку алтайских руд. В этом году премия вручается по шести номинациям: "За достижения в промышленном производстве и предпринимательстве", "История", "Изобразительное искусство", "Архитектура", "Литература", "Музыка, исполнительское и театральное искусство".