Смотришь на разгул Стеньки Разина и его дружины в «Понизовой вольнице» под аккомпанемент таперов и чувствуешь себя диким зрителем из фильма «Человек с бульвара капуцинов».
– Все это делали люди, которые никогда не учились режиссуре, которых никто не учил писать сценарии, – комментирует киновед. – Немое кино снимали машинисты, чиновники, офицеры, которые могли сделать сногсшибательную военную карьеру. До революции такие деятели нашего кинематографа, как Яков Протазанов и Александр Ханжонков, планировали создать в Ялте русский Голливуд. Но революция 1917 года разрушила все планы, задумки, наработки. И теперь мы пожинаем плоды тех разрушений.
По «Пиковой даме» 1916 года, которая хранится в личном архиве Елены Перфильевой, алтайский театр драмы поставил одноименный спектакль.
– По шедевральному фильму сделали не лучший новаторский спектакль, – считает киновед.
Когда-то в барнаульские кинематографы – так раньше называли нынешние кинотеатры – публика ходила не только смотреть синема, но и слушать импровизацию таперов. Современная молодежь (кстати, это основная часть публики клуба «Отражение») эпохи «Ночных дозоров» и DVD произносит слово «тапер» с ударением на «а» и воспринимает такой просмотр как диковинку.
– Когда нас приглашают в качестве таперов, мы стараемся импровизировать. Смотреть фильм «всухую» сложно, картинка без музыки – совсем не то. Раньше публика приходила не столько на фильмы, сколько на таперов, послушать их импровизацию, – говорит Андрей Галошин, «озвучивший» немое кино вместе с сыном. – Мало кто знает, что и наш Шестакович, и американский композитор Гершвин были таперами. Быть им это тоже искусство, это искусство импровизации.
Справка
Тапер (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) – во второй половине XIX – начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии – немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.
(Цитируется из википедии.)
Факт
До конца этого года у барнаульских кинолюбителей есть возможность послушать лекции киноведа Елены Перфильевой и посмотреть в клубе «Отражение» следующие фильмы:
25 октября – х/ф «На последнем дыхании», режиссер Жан-Люк Годар
8 ноября – х/ф «Тристана», режиссер Луис Бунюэль
22 ноября – х/ф «Легенда о Сурамской крепости», режиссер Сергей Параджанов
13 декабря – х/ф «Король-рыбак», режиссер Терри Гиллиам
27 декабря – х/ф «Огни большого города», режиссер Чарльз Спенсер Чаплин.
Цифра
110 человек побывали на сеансе немого дореволюционного кино (в среднем клуб авторского кино «Отражение» посещают 60–80 человек).
Первый сеанс
Первый киносеанс состоялся в Барнауле в мае 1897 года. Единственный в Сибири владелец аппарата «Синематограф» Федор Махотин привез в город пленки с фильмами.
Сеансы устраивали Общество попечения о начальном образовании в Барнауле и городское Общественное собрание.
В январе 1910 года Городская дума приняла решение о строительстве зданий кинематографов. В этом же году появились электротеатры «Триумф» в доме на углу улицы Пушкина и Московского проспекта, «Иллюзион» на углу Соборной площади и улицы Пушкина, «Грот» на углу Конюшенного переулка и улицы Пушкина и «Трио», а также несколько небольших электротеатров. Репертуар обновлялся два раза в неделю.